рУССКИЙ журналист в карикатуре
Поделиться в соцсетях
Юбилейные портреты
Будильник. 1882. № 39. 2 октября. С. Вклейка после с. 468
Будильник. 1882. № 44. 4 ноября. С. Вклейка после с. 528
Осколки. 1886. № 13. 29 марта. С. 1
Осколки. 1889. № 47. 18 ноября. С. 1
Осколки. 1890. № 15. 7 апреля. С. 1
Осколки. 1890. № 22. 26 мая. С. 1
Осколки. 1890. № 24. 9 июня. С. 1
Осколки. 1890. № 27. 30 июня. С. 1
Осколки. 1890. № 29. 14 июля. С. 1
Осколки. 1890. № 31. 28 июля. С. 1
Осколки. 1890. № 37. 8 сентября. С. 1
Осколки. 1890. № 38. 15 сентября. С. 1
Осколки. 1890. № 43. 20 октября. С. 1
Осколки. 1890. № 45. 3 ноября. С. 1
Осколки. 1890. № 48. 24 ноября. С. 1
Осколки. 1890. № 52. 22 декабря. С. 1
Осколки. 1891. № 2. 12 января. С. 1
Осколки. 1891. № 2. 12 января. С. 1
Осколки. 1891. № 7. 16 февраля. С. 1
Осколки. 1891. № 7. 16 февраля. С. 1
Осколки. 1891. № 10. 9 марта. С. 1
Осколки. 1891. № 10. 9 марта. С. 1
Осколки. 1891. № 17. 27 апреля. С. 1
Осколки. 1891. № 17. 27 апреля. С. 1
Осколки. 1891. № 20. 18 мая. С. 1
Осколки. 1891. № 20. 18 мая. С. 1
Осколки. 1891. № 22. 1 июня. С. 1
Осколки. 1891. № 22. 1 июня. С. 1
Осколки. 1891. № 27. 6 июля. С. 1
Осколки. 1891. № 27. 6 июля. С. 1
Осколки. 1891. № 31. 3 августа. С. 1
Осколки. 1891. № 31. 3 августа. С. 1
Осколки. 1891. № 40. 5 октября. С. 1
Осколки. 1891. № 40. 5 октября. С. 1
Осколки. 1891. № 42. 19 октября. С. 1
Осколки. 1891. № 42. 19 октября. С. 1
Осколки. 1891. № 44. 2 ноября. С. 1
Осколки. 1891. № 44. 2 ноября. С. 1
Осколки. 1892. № 8. 22 февраля. С. 1
Осколки. 1892. № 8. 22 февраля. С. 1
Осколки. 1892. № 13. 28 марта. С. 1
Осколки. 1892. № 13. 28 марта. С. 1
Осколки. 1892. № 19. 9 мая. С. 1
Осколки. 1892. № 19. 9 мая. С. 1
Осколки. 1892. № 27. 4 июля. С. 1
Осколки. 1892. № 27. 4 июля. С. 1
Осколки. 1892. № 51. 19 декабря. С. 1
Осколки. 1892. № 51. 19 декабря. С. 1
Осколки. 1893. № 6. 6 февраля. С. 1
Осколки. 1893. № 6. 6 февраля. С. 1
Осколки. 1893. № 8. 20 февраля. С. 1
Осколки. 1893. № 8. 20 февраля. С. 1
Осколки. 1893. № 39. 25 сентября. С. 1
Осколки. 1893. № 39. 25 сентября. С. 1
Осколки. 1893. № 44. 30 октября. С. 1
Осколки. 1893. № 44. 30 октября. С. 1
Осколки. 1893. № 46. 13 ноября. С. 1
Осколки. 1893. № 46. 13 ноября. С. 1
Осколки. 1894. № 14. 2 апреля. С. 1
Осколки. 1894. № 14. 2 апреля. С. 1
Осколки. 1896. № 21. 25 мая. С. 1
Осколки. 1896. № 21. 25 мая. С. 1
Осколки. 1896. № 23. 8 июня. С. 1
Осколки. 1896. № 23. 8 июня. С. 1
Осколки. 1896. № 43. 26 октября. С. 1
Осколки. 1896. № 43. 26 октября. С. 1
Осколки. 1897. № 5. 1 февраля. С. 1
Осколки. 1897. № 5. 1 февраля. С. 1
Осколки. 1897. № 6. 8 февраля. С. 1
Осколки. 1897. № 6. 8 февраля. С. 1
Осколки. 1897. № 9. 1 марта. С. 1
Осколки. 1897. № 9. 1 марта. С. 1
Осколки. 1897. № 14. 5 апреля. С. 1
Осколки. 1897. № 14. 5 апреля. С. 1
Осколки. 1897. № 17. 26 апреля. С. 1
Осколки. 1897. № 17. 26 апреля. С. 1
Осколки. 1899. № 6. 6 февраля. С. 1
Осколки. 1899. № 6. 6 февраля. С. 1
Стрекоза. 1884. № 6. 12 февраля. С. 1
Стрекоза. 1884. № 6. 12 февраля. С. 1
Шут. 1900. № 16. 15 апреля. С. 3
Шут. 1900. № 16. 15 апреля. С. 3
Шут. 1900. № 44. 28 октября. С. 3
Шут. 1900. № 44. 28 октября. С. 3
Шут. 1900. № 48. 25 ноября. С. 3
Шут. 1900. № 48. 25 ноября. С. 3
Шут. 1900. № 52. 23 декабря. С. 3
Шут. 1900. № 52. 23 декабря. С. 3
Давайте представим, что мы с вами оказались, например, в середине XIX в. и знакомимся с технологическими процессами выпуска самого обычного газетного номера. «А-а, ничего там сложного нет», — скажете вы. Сложного, может, и нет, а вот процесс этот шел трудоемко и долго, по сравнению с современными скоростями.
«Для подготовки номера был нужен материал. В начале XIX в. собирался он очень неспешно, недаром же до 1855 г. в стране было только три ежедневные газеты: „Санкт-Петербургские ведомости”, „Русский инвалид” и „Северная пчела”. И то их ежедневность была, мягко говоря, спорной: семь раз в неделю никто из них не выходил».
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Помимо этих торопыг, печатались альманахи (наиболее традиционная периодичность — раз в год), толстые журналы (раз в месяц), газеты (от еженедельного выпуска до трех-четырех раз в неделю). Потом скорость выпуска увеличилась, конечно, и число ежедневных изданий резко выросло.
Итак, взглянем на тех, кто готовил тексты к публикации. Есть карикатуры, где журналистом называется… Делопроизводитель
Так действительно раньше называли тех, кто занимался бумагами, но нам подобные персонажи не подойдут. С терминологией тогда были большие сложности. Часто, например, журналистом называли издателя, вот и в карикатуре 1857 г. мы увидим эту же путаницу. Но пора переходить к образам настоящих журналистов, хотя и с ними будут проблемы. Например, периодически встречаются карикатуры, где в качестве автора выступают гимназисты, шпионского вида темные личности, малограмотные авторы и пр.

Сын Отечества. 1857. № 52. 29 декабря. С. 1292.
Иногда образы редакционных столпов напрямую связаны с характером изданий, где они трудились. Радикально настроенные авторы «Современника» или «Искры» разительно отличаются от сложившего в молитве руки сотрудника «Отечественных записок» или франта из «Модного магазина» (не говоря уже про образ человека — ночного горшка из нелюбимой карикатуристом «Домашней беседы»).

Заноза. 1864. 2 февраля. № 5. С. 56.
«Есть рисунки, где показан цикл создания газетного текста. Посмотрите, например, триптих „Запечатана — Распечатана — Напечатана” (неплохая вербально-визуальная игра)».
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Искра. 1866. № 48. С. 629.
Порой в сатирических рисунках мы даже видим требования, предъявляемые работодателями. Нет-нет, диплома журфака никто не спрашивал, ибо и журфаков-то еще не было, а вот, например, хорошее обоняние фельетонисту требовалось. Это, конечно, откровенная издевка над мелочным уровнем публикаций газеты, а вовсе не над автором…

Искра. 1859. № 42. 30 октября. С. 419.
Среди собирательных образов корреспондентов мы с изумлением увидим ослов, собак, уток, баранов, свиней, обезьян и т. д.
Маляр. 1877. № 18. 15 мая. С. 139.
Маляр. 1877. № 18. 15 мая. С. 139.
Заноза. 1865. № 7. 21 февраля. С. 32.
Заноза. 1865. № 7. 21 февраля. С. 32.
Будильник. 1903. № 50. 25 декабря. С. 1.
Будильник. 1903. № 50. 25 декабря. С. 1.
Гудок. 1862. № 43. 9 ноября. С. 340.
Гудок. 1862. № 43. 9 ноября. С. 340.
Маляр. 1874. № 48. 15 декабря.
Маляр. 1874. № 48. 15 декабря.
Оса. 1863. № 18. 31 августа. С. 1.
Оса. 1863. № 18. 31 августа. С. 1.
Конечно, публиковались в прессе не только неоперившиеся юнцы, малограмотные выходцы из социальных низов или особи, подаваемые в зооморфном виде. В периодике участвовали и профессиональные литераторы, но и над ними хохочут карикатуристы. То это абстрактный сочинитель, к которому во сне приходит незабвенный Фаддей Булгарин, отчего волосы у несчастного литератора встают дыбом.

Ералаш. 1846. Л. 7.
То это не литератор, а плагиатор, который беззастенчиво ворует чужие произведения и выдает за свои; то автор, который столь же беспардонно пытается дважды опубликовать один и тот же текст (и, соответственно, дважды получить гонорар).
То это абстрактное лицо, которому можно лишь переменить подпись к портрету, и сойдет это лицо за любого, кого только захочет увидеть читатель.
Осколки. 1883. № 44. 29 октября. С. 1.
Иногда возникает тема звездной болезни
Встречается и сатирический образ литературного халтурщика, который печет тексты как блины, не забывая при этом педантично подсчитать, сколько заработает на своей литературной кухне.
Отдельная тема — газетно-журнальные иллюстраторы. Мы с вами целый курс рассматриваем их творчество, а вот их самих видим мало. Тем ценнее карикатуры карикатуристов на самих себя!
Искра. 1860. № 24. 24 июня. С. 256.
Искра. 1860. № 24. 24 июня. С. 256.
Искра. 1866. № 50. С. 658.
Искра. 1866. № 50. С. 658.
Осколки. 1883. № 36. 3 сентября. С. 8.
Осколки. 1883. № 36. 3 сентября. С. 8.
Шут. 1879. № 28. 14 июля. С. 7.
Шут. 1879. № 28. 14 июля. С. 7.
Шпилько В. Г. Карикатуры. Одесса, 1870. С. 10.
Шпилько В. Г. Карикатуры. Одесса, 1870. С. 10.
Можем разглядеть собирательный образ критика, военного корреспондента и многих других, но подробнее об этом поговорим в лонгриде, посвященном специализации в журналистике.
Можно увидеть и провинциальные будни сотрудников печати (подробнее про их жизнь в этом курсе рассказывает Н. В. Жилякова в шестом лонгриде).
Маляр. 1876. № 2. 11 января. С. 2.
Маляр. 1876. № 2. 11 января. С. 2.
Развлечение. 1885. № 46. 28 ноября. С. 923.
Развлечение. 1885. № 46. 28 ноября. С. 923.
Осколки. 1898. № 3. 17 января. С. 7.
Осколки. 1898. № 3. 17 января. С. 7.
Осколки. 1898. № 20. 16 мая. С. 2.
Осколки. 1898. № 20. 16 мая. С. 2.
Развлечение. 1878. № 41. 6 октября. С. 233.
Развлечение. 1878. № 41. 6 октября. С. 233.
Еще реже находятся карикатуры на иностранных журналистов. Полюбуйтесь, например, на корреспондента, освещающего 200-летний юбилей Петербурга, или на иностранного редактора, искажающего поступающую из России информацию.
Представим, что статьи, корреспонденции и заметки уже написаны, а иллюстрации созданы. Все поступало к редактору. Примерно с 1870-х гг. в редакциях появился сменный (ночной) редактор, а до этого с потоком материала справлялся один человек (не имеющий, как вы понимаете, специального профильного образования). Со второй половины века придумывали и такие способы:
Обязанности редактирования <…> распределены между несколькими членами редакции; у каждого есть особая часть, за которую он отвечает перед коллективным лицом редакции.
Незнакомец. Письма к другу // Новое время. 1882. № 2391. 24 октября. С. 2.
Иногда редакторов замещали «чиновники при журнале», как это следует из карикатуры «Искры» 1859 г.
График работы у редактора был тяжким:
На долю редактора приходится столько неизбежного чтения (русских и иностранных газет, статей, писем, корректур), столько необходимых личных объяснений и собственноручных письменных ответов, столько разных мелких забот, распоряжений, тревог, неприятностей, что он буквально ни минуты не может считать себя свободным <…>. День его начинается в 10−11 часов, а кончается в 3−4 часа ночи, и так <…> целые недели, месяцы, годы.
Неделя. 1887. № 19. 9 мая. С. 169.
«Редактор брал синий карандаш и вычеркивал то, что не пойдет в печать; редакционная корзина бывала битком набита, в отличие от редакционного портфеля. По какому принципу редактор отбирал подходящие для публикации тексты?»
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Во-первых, он должен был ориентироваться на вкусы издателя. Редакторов часто называли «сговорчивыми рабами жалованья, которые насвистывают песню того, чей хлеб они едят». Во-вторых, редактор не мог забыть про цензурные требования. Известный издатель газеты «Новое время» Алексей Суворин писал:
Мое будущее занятие. Практическое руководство к выбору профессии. Журналист и редактор. Саратов, 1909. С. 24.
«Я знаю <…>, что редакторы журналов и газет, выходящих без цензуры, употребляют множество времени на приведение статей в то состояние, которое называется „цензурным” и которое изобрело эзоповский язык».
Суворин А. С., журналист, издатель, писатель, театральный критик и драматург
ИРЛИ (ПД). Ф. 268. Оп. 1. Д. 124. Л. 20.
Наконец, редактору приходилось подстраиваться и под вкусы читательской аудитории, и под возможности сотрудников. Не позавидуешь редактору; не случайно фельетонист Александр Амфитеатров язвил:
«Без Труда же, Сомнения и Трепета редакторы на Руси не живут».
Амфитеатров А. В., прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик
Амфитеатров А. Птичка Божия // Амфитеатров А. Житейская накипь. Изд. 2. СПб., 1905. С. 26.
Давайте взглянем на этого труженика! Мучения действительно одолевали его даже в сатирической графике. Вот редактор казнит сам себя за неспособность подготовить качественный номер.
Гудок. 1862. № 42. 3 ноября. С. 333.
«Зато редактор имеет возможность общаться напрямую со слушателями и почитателями, вещать им истины с восторгом на лице… Правда, не всегда читатели его понимают, но это дело десятое».
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Русский сатирический листок. 1883. № 18. 2 июля. С. 144.
«Немыслимо много карикатур, прямо говорящих о тяжелом цензурном положении редактора. Особенно острыми такие рисунки становятся в революционные годы, когда появляется возможность называть вещи своими именами».
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Петербургская жизнь. 1906. № 841. 5 февраля. С. 7675.
Но вот тексты под номер набраны. Первыми к будущему номеру приступали наборщики — типографские рабочие-мужчины. Они стояли по десять часов в сутки, набирая текст вручную. Загляните в петербургский Музей печати на Мойке, 32. Там можно увидеть и литеры — стальные пластинки с рельефной буквой наверху, и шрифт-кассы — большие ящики с разделениями под литеры, и верстатки — небольшие линейки с углом, куда наборщик вставлял поочередно литеры. Руки наборщиков так и мелькали, почти на ощупь выхватывая нужные буквы. Не поторопишься — мало заработаешь, а ошибешься — из твоего же скудного жалования вычтут штраф, вот тут и крутись.
Карикатур на рабочих — участников типографского процесса очень мало. Вот, например, сатира на наем мастеровых в газету «Свобода». Не только посмотрите иллюстрацию, но и почитайте текст, и вам станет понятна шуточка «„Свобода” — кабала народа».
Топор. 1907. 3 февраля. С. 6.
Мы сейчас почти не знаем тех рабочих, которые трудились над газетным листом. Фамилии типографских служащих упоминались только в связи с какими-то исключительными событиями. Например, в 1880 г. на собрании Общества петербургских типографов метранпаж «Нового времени» Неупокоев неожиданно для всех заговорил об эксплуатации наборщиков хозяевами, «умеющими выжимать из них соки».
Петербургский листок. 1880. № 241. 11 декабря. С. 2.
Неупокоеву не дали договорить об ужасающих условиях работы, но это было правдой. «Обыкновенно, — писала „Петербургская газета” о наборщиках, — к 25 годам они спиваются, к 27 годам получают чахотку, а к 30 умирают».
Петербургская газета. 1889. № 218. 11 августа. С. 2.
Наборщиками руководил метранпаж; сейчас мы бы его звали верстальщиком. Он собирал у наборщиков гранки и распределял их по полосам. Он же высчитывал, кому из них сколько надо платить, и раз в неделю передавал расчеты управляющему типографии. Сверстав часть номера, метранпаж сдавал готовые полосы тискальщику. Тискальщик делал первый и пока единственный оттиск, который затем вычитывал корректор.
Корректорам было тяжко работать: многие авторы использовали «собственную грамматику», причем не всегда это было связано с их невежеством. Например, в воспоминаниях корректора, вычитывавшего рукописи Федора Достоевского, сохранился любопытный диалог. Писатель грозно утверждал, что ему «нет никакого дела до чужих правил», на что корректор робко возражала: «Значит, вашу орфографию можно только угадывать, ее знать нельзя». «Да! Угадывать. Непременно. Корректор и должен уметь угадывать!» — сурово заканчивал спор Достоевский.
Тимофеева В. В. Год работы с знаменитым писателем // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. В 2-х тт. Т. 2. М., 1990. С. 142.
«Помимо авторских выдумок, корректоров ждали „Ряд машин… Со шрифтом кассы… / Бедных тружеников ряд… / Корректуры разной масса… / Пыль свинцовая и чад”».
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Песня корректоров // Развлечение. 1903. № 30. 2 августа. С. 3.
Посмотрите редчайшую карикатуру, связанную с корректором! Смеется художник вовсе не над грамотным человеком, конечно, а над бездушностью и сумбуром в голове в. п. («вашего превосходительства»).
Если в газете предполагались иллюстрации, то надо учесть, что до конца 1850-х гг., как считает искусствовед А. Н. Каск, в оформлении периодики использовались только гравюра и литография. До появления отечественных ксилографов за границей закупались политипажи, в готовый выпуск вклеивали литографии и т. д. Процесс же шел так: сначала над рисунком работал художник (более того, он даже мог сделать репортажные зарисовки).
Затем к работе приступал гравер-ксилограф, специальными инструментами (штихелями) вырезая на деревянной доске присланный ему рисунок. Готовая гравюра называлась «клише», которое, покрытое типографской краской, и создавало отпечаток рисунка. Гравюра на дереве и гравюра на меди давали разное количество отпечатков, но для тиражей того времени вполне достаточное. Рассмотрите и карикатуру, и журнальный рисунок, изображающие гравера.
В печатном отделении мочильщик готовил бумагу: она должна быть влажной, чтобы воспринять типографскую краску. Эту бумагу уже поджидали мастер с помощниками у скоропечатных машин. Опытный журналист Анатолий Бахтиаров раскрыл подробности процесса печатания:
Наиболее существенную часть в печатной машине составляет «талер» — движущаяся взад и вперед платформа, на которую, в железной раме, кладется приготовленный для печати шрифт, набор. Во время движения талера вперед особые валики покрывают литеры типографскими чернилами, после чего талер подкатывается под цилиндр, на котором движется лист белой бумаги. Шрифт оттискивается на нем и затем катится на талере назад, а полученный оттиск принимается на особые «тесьмы». Таким же способом печатаются и все последующие оттиски.
Бахтиаров А. А. Слуги печати. Очерки книгопечатного дела. СПб., 1893. С. 38.
Газетный номер набирали днем, оставляя место на первой полосе для важных известий (их добавляли порой уже глубоко в ночи). Понятно, что скорость передачи информации выросла в разы с появлением телеграфных агентств (в России первым было РТА — Русское телеграфное агентство, 1866–1878). Но и до телеграфов срочную новость могло подкинуть полученное письмо, внезапно распространившийся слух или доставленные с почтамта иностранные газеты. Со второй половины XIX в. процесс выпуска газеты шел так: номер был окончательно набран к двум часам ночи.
Затем приступают к заготовке стереотипа. Через 10 минут бумажный стереотип готов. Для каждой страницы газеты приготовляется особая стереотипная полоса. <…> Стереотипную доску можно отлить в виде кривой полуцилиндрической поверхности. <…> Цилиндрические стереотипы употребляются для газетной ротационной машины: они дают возможность ускорить процесс печатания до необычайной быстроты.
Бахтиаров А. А. Слуги печати. Очерки книгопечатного дела. СПб., 1893. С. 106–107.
«Не смейтесь по поводу „необычайной быстроты”; прогресс и правда шел семимильными шагами. К 1880-м гг. крупнейшие газеты с совершеннейшей техникой получили возможность выпускать свежий номер за 2–2,5 часа, что приводило современников в восторг. Даже сейчас мы не всегда узнаем сегодняшние новости в тот же день, что уж говорить про эпоху без интернета, массового радио, телевидения и мобильных телефонов!»
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Около шести утра тираж газетного выпуска бывал готов, после восьми утра почтальон разносил газеты по домам. Почтовые поезда, развозившие номера провинциальным подписчикам, уходили около трех часов дня. А дальше… Дальше дело было уже за читателем-подписчиком и читателем — покупателем номеров в розницу (которой не было в России до 1858 г.).
Поль Робер и Николай Ремизов
Ольга Николаевна Ансберг
Кандидат исторических наук, независимый исследователь
Н. В. Ремизов. Нью-Йорк, 1920-е гг. Фотография Джорджа Кесслера
Из семейного архива Евгении Каушанской.
Источник
Поль Робер
Источник
Шут. 1898. № 18. 2 мая. С. 16.
Попробуйте разгадать ребус. Ответ найдете дальше
Иллюстрации предоставлены автором и экспертом.
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK
Made on
Tilda