РУССКИЕ ИЗДАТЕЛЬ И РЕДАКТОР В КАРИКАТУРЕ
Руководителям отечественных дореволюционных периодических изданий посвящено немало сатирических рисунков. И это понятно: издатель (спонсирующий газету или журнал) и редактор (отвечающий за содержание периодического органа) всегда были на виду, «медийно раскручены», как сказали бы сегодня.
«Большой массив сатирической графики, связанной с лидерами печатного слова Российской империи, я бы разделила на две части: рисунки, выводящие абстрактный образ издателей и редакторов, и карикатуры, показывающие вполне конкретных личностей».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент

Абстрактный образ издателей и редакторов

Вполне возможно, что в карикатурах, которые я трактую как создающие абстрактный образ, выведены реально жившие люди, но которые не были узнаны мной. И это, к сожалению, естественно:
Общим для большинства текстов политической карикатуры, пародии, частушки и анекдота является быстрая утрата ими злободневности, т. к. все они создаются как реакция на актуальные политические события. По мере забывания обществом этих событий происходит «старение» произведений этих жанров. Исключением являются те произведения, сюжет которых основан на «вечных» проблемах.
Артемова Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса. Автореф. дисс. … канд. филол. н. Волгоград, 2002. С. 12.
Не всегда карикатуру, создающую образ редактора и/или издателя, можно причислить к политическим сатирическим рисункам (это зависит от направленности иллюстрации), а вот не узнать когда-то широко известных лиц, увы, легко.
«Увы — потому что хочется всех помнить и знать поименно, но это невозможно».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Например, кто изображен на карикатуре Н. А. Степанова в образе сапожника, задумавшего стать издателем? Немало было желающих «собрать бы только подписку, а там что Бог даст — за это в тюрьму не сажают». А кто под именем Журналист (на самом деле речь идет об имени издателя, типичный пример терминологической путаницы) размышляет: «До сих пор скверно идет подписка. Вся надежда на двух откупщиков: один даст за то, чтобы о нем поговорить, а другой — чтобы о нем помолчать»?
Искра. 1860. № 48. 9 декабря. С. 538.
Иллюстрация. 1860. № 146. 24 ноября.
Искра. 1860. № 48. 9 декабря. С. 538.
Иллюстрация. 1860. № 146. 24 ноября.
«Оба примера малоприятны для изображенных и довольно типичны для издательского мира, поэтому вполне можно предполагать абстрактную, усредненную фигуру в рисунке».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
А кто показан тем же Степановым как нерадивый редактор, который не знает, что опубликовано в его журнале? А кто изображен Николаем Степановым в strip (подборке четырех карикатур на полосе) человеком, именующим себя журналистом: «Не издаю, но имею право издавать»?
Искра. 1860. № 46. 25 ноября. С. 503.
Сын Отечества. 1857. № 52. 29 декабря. С. 1292.
«Нет ответов на эти простые, казалось бы, вопросы. А вот утверждения „господина, имеющего право издавать журнал”, что он на следующий день после открытия подписки уплатит все долги, весьма сомнительны».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Тема «издательско-редакторских мечтаний о подписчиках» постоянно встречается в карикатурах. Например, редактор желает надвигающейся войны, но свое желание объясняет лишь неким «апломбом», на что его собеседница издевательски подчеркивает: «Который в переводе называется подписчиками». Или, например, редакция «Осколков» предложила художнику Н. Н. Амалатбекову обыграть картину В. Г. Перова «Птицелов». Действующие лица (старик и мальчик), их занятие (ловля птиц), окружающий пейзаж — все осталось почти нетронутым. Карикатурист лишь немного изменил картину, убрав нежную лесную поросль, добавив на первый план отсутствующих у Перова птиц и капкан, а также написав на спине старика «Издатель», на рукаве юноши «Редактор». Кроме того, изменилось и название: пародия стала называться «Перед подпиской».

Искра. 1863. № 21. 7 июня. С. 290.
Искра. 1863. № 21. 7 июня. С. 290.
Смысл карикатуры ясен — заманивание подписчиков (именно так названы огромные птицы). Подписчиков можно приманить и флюгерством (держать нос по ветру часто оказывалось прибыльным занятием). Поэтому редактор в образе сказочного Алеши Поповича предлагает новичку переписать статью как-нибудь так, «чтобы и вашим и нашим она понравилась».
Перед подпиской / Осколки. 1896. № 47. 23 ноября. С. 1.
Осколки. 1898. № 7. 14 февраля. С. 2.
Перед подпиской / Осколки. 1896. № 47. 23 ноября. С. 1.
Осколки. 1898. № 7. 14 февраля. С. 2.
От корыстолюбивых желаний издателей и редакторов сатирики приходят к намекам на подставное редакторство (после Временных правил о печати 1882 г. эта «услуга» стала довольно распространенной в русском издательском деле). Диалог редактора и «ближайшего участника газеты» (скорее всего, неофициального редактора) нельзя трактовать иначе:
 — Звините, это зназит, мне знова зесть уф тюрьма?
— Ну и что же из этого? Или вы хотите получать деньги даром?


А. Е. Бурцев. Карикатуры Л. Т. Злотникова. СПб., 1908. Вып. 3. С. 21.
Художник Лука Злотников не только обыгрывает уголовно преследуемое занятие «соломенного» редактора (так часто называли людей, исполнявших подставные должности), но и намекает на недопустимые с точки зрения властей тексты и нерусское происхождение псевдоредактора.
Оппозиционные ноты в изображении редакторов звучали и раньше. Например, в карикатуре Николая Степанова обыгрываются разные значения слова «доносить»: 1) приносить; 2) делать донос:
«Этот журналец становится очень неисправен: мне не донесли трех нумеров. А к вам?»
Редактор: «Ну, меня не забывают: постоянно доносят».

Искра. 1862. № 49. 21 декабря. С. 675.
«Но вот здесь явно заключены аллюзии на кого-то конкретного, хотя и не узнанного сегодня, человека. Поэтому давайте перейдем к тем, кого мы вспомним наверняка».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Конкретный образ издателей и редакторов
Четверым издателям (иногда совмещающим и должности редакторов) планируется посвятить отдельные видео: Фаддею Булгарину, Андрею Краевскому, Михаилу Каткову и Алексею Суворину. Поэтому посмотрим изображения других руководителей русской периодики (даже не надейтесь, всех не коснемся, это совершенно невероятно по количеству!).
Поделиться в соцсетях
Особняком выделяются шаржи, в которых нет сюжета, действия, гротескно показано только лицо и иногда фигура портретируемого. Порой шаржированные подборки объединялись под одним названием. Например, журнал «Развлечение» давал рисунки «Из альбома карикатур», где в 1903 г. поместил сатирические изображения редактора «Русского слова» Ф. И. Благого, редактора-издателя «Русских ведомостей» В. М. Соболевского и др.
Развлечение. 1903. № 8. 22 февраля. С. 7.
Развлечение. 1903. № 8. 22 февраля. С. 8.
Журнал «Шут» в «Портретной галерее „Шута”» отмечал юбилеи писателей и путешественников, ученых и музыкантов; встречались там и издатели. Приветствуя редактора «Петербургского листка» Николая Скроботова в связи с его 25-летним литературным юбилеем, художник под ноги сидящему на бокале редактору бросил полосы всех периодических изданий, где когда-либо сотрудничал юбиляр.
В той же рубрике, фиксируя переход руководства «Петербургской газетой» от отца к сыну, С. И. Эрбер изобразил первые шаги редакторства Н. С. Худекова в виде стояния на двух перьях-ходулях. А издатель «Нивы» А. Ф. Маркс торжественно восседает на огромных томах журнала для семейного чтения, придавив жалких по сравнению с ним конкурентов.
Шут. 1892. № 1. 4 января. С. 2.
Шут. 1893. № 19. 8 мая. С. 2.
Шут. 1894. № 7. 12 февраля. С. 2.
Шаржированными можно считать портреты Владимира Набокова, читающего редактируемую им «Речь», Сергея Дягилева, редактора «Мира искусства», и др. Иногда шаржи издателей и редакторов встречаются не в периодике, а в книгах. Именно так получилось с образами отца и сына Худековых («Петербургская газета»), которых блестяще изобразил Поль Робер.
Столица и усадьба. 1914. № 10. С. 25.
Новое время. Илл. прилож. 1913. № 9691. 26 февраля. С. 11.
Робер П. Весь Петербург в карикатурах. СПб., 1903. С. 45.
Робер П. Весь Петербург в карикатурах. СПб., 1903. С. 46.
«Сюжетные карикатуры с образами редакторов и издателей почти не создавались как отдельное от периодики произведение».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Это относится не только к литературной сатирической графике: «Самостоятельная (станковая) карикатура встречается сравнительно редко — она почти всегда связана с газетой, журналом, книгой, плакатом». Можно, например, таковой считать отдельные степановские листы, но ведь их Николай Александрович готовил для объединения в художественные альбомы, которые по разным причинам (чаще цензурным) не всегда выходили.
Тем не менее история бытования подобных листов заставляет считать их самостоятельным произведением. Например, как карикатуру 1830-х гг. «Сей грабит публику», где издатель «Московского телеграфа» Николай Полевой вытаскивает кошелек у зазевавшегося читателя его «Истории русского народа».

Степанов Н. А. Сей грабит публику.
Звонцов В. М. Основы понимания графики. М., 1963. С. 64.
Представителю идейной журналистики посвятил карикатуру и Василий Тимм, изобразив журналиста-универсала в виде насадки для перьев, вставленной в чернильницу.
Листок для светских людей. 1844. № 9. Март.
Листок для светских людей. 1844. № 9. Март.
Затем этот рисунок перепечатает Даниил Городецкий, размышляя о первых карикатурах на русских журналистов:
Девизом Полевого выставляется „ora et labora”, и сам он определяется как «телеграф идей».
Городецкий Д. М. Зарождение карикатуры в России // Сборник статей по истории и статистике русской периодической печати. 1703–1903. СПб., 1903. С. 132.
Чуть позже карикатур с Полевым появилась сатирическая графика Михаила Неваховича на издателя-редактора «Литературной газеты» В. Р. Зотова, редактора «Репертуара и пантеона театров» Ф. А. Кони и др. Невахович смеется над малочисленностью подписчиков «Литературной газеты», запоздалым выходом очередного номера «Репертуара», обманутыми ожиданиями читателей и дурным вкусом книгопродавцев.
Со второй половины XIX в., когда резко выросло число новых периодических органов, больше стало и литературных карикатур. Но темы не всегда отличались оригинальностью. Снова карикатуристы подчеркивают, что у газеты или журнала число подписчиков стремится к нулю. Например, «единственным человеком, уважающим эту газету» — «Петербургский листок», — был показан его издатель В. А. Владимирский, и даже везущий его кучер посмеивается над странностями седока.

Маляр. 1874. № 37. 29 сентября. С. 1.
Карикатуры бичуют плагиат, процветающий в редакциях с помощью «вырезок» из других изданий. Особенно часто за это доставалось А. В. Старчевскому, издававшему «Сын Отечества».

Оса. 1863. № 15. 10 августа. С. 4.

Маляр. 1874. № 38. 6 октября. С. 1.

Хотя встречаются и очень нетипичные сюжеты. Напоминая о нашумевшей истории, когда граф Г. А. Кушелев-Безбородко пригласил в качестве редактора своего журнала «Русское слово» демократически настроенного публициста Г. Е. Благосветлова, художник выставил Благосветлова в весьма неприглядном виде. Ему, с точки зрения карикатуриста, все равно, кем быть: то ли управляющим конским заводом графа, то ли редактором графского журнала. Благодарность Благосветлова велика: «Я вечный покорнейший слуга вашего сиятельства».

Карикатурный листок. 1860. Выпуск 3. 26 апреля. С. 3.
Такая формулировка для XIX в. стандартна и не вызвала бы усмешки у современников, но показать «потрясателя основ» (а именно таким считался Благосветлов, превративший «Русское слово» в радикальнейший журнал, предоставив трибуну критику Дмитрию Писареву) в униженной роли просителя было жестко даже по сатирическим канонам
Нестандартно смотрятся издатели и в роли думских деятелей. Иногда это очень красочные многоплановые карикатуры, остроумно показывающие вклад изображенных героев в городское самоуправление. Именно таким выглядит шаржированный рисунок С. Эрбеля, где издатель «Вестника Европы» Михаил Стасюлевич сжимает водонапорную башню мускулистыми руками. Известный петербургский издатель был не только человеком книги и журналистики, он еще и состоял председателем петербургской думской комиссии по водоснабжению, добился сооружения очистительных фильтров и передачи водоснабжения из частных рук в городское владение.

Осколки. 1886. № 13. 29 марта. С. 1.
Представителем московских гласных-издателей станет Н. П. Гиляров-Платонов. Карикатурист объединил в рисунке и служение печатному слову (гусеобразный Гиляров («гусь лапчатый») держит выпускаемую им газету «Современные известия»), и службу гласным Московской городской думы. На газетной полосе якобы от имени Гилярова начертано: «Я самый прекрасный гласный». И менее говорящей выглядит силуэтная карикатура Поля Робера, изображающая гласного петербургской Думы Станислава Проппера.
Маляр. 1876. № 49. 19 декабря. С. 1.
Петербургская газета. 1904. № 313. 12 ноября. С. 5.
Маляр. 1876. № 49. 19 декабря. С. 1.
Петербургская газета. 1904. № 313. 12 ноября. С. 5.
«Впрочем, это вина не художника или выбранного способа показать фигуру Проппера; вина в невыразительности думской деятельности весьма предприимчивого издателя „Биржевых ведомостей”».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Честнее показан Проппер, изгоняющий в революционный 1905 г. своих многолетних сотрудников из редакции.
Свободный смех. 1905. № 2. 9 декабря. С. 6.
«И, к сожалению, привычными выглядят карикатуры, где редактор мучится от оков, стесняющих свободу слова. Подобные рисунки стали возможны лишь в революционные годы, и подробней мы поговорим про них в разделе „Карикатуры на цензуру”».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Но давайте взглянем хоть на один пример. Трое — типограф, цензор и городовой — издеваются над редактором. Типограф хватает редактора за грудки, цензор душит вожжами, городовой грозит кулаком. Лицо редактора в точности соответствует заголовку карикатуры: «Наши мытарства». Анатолий Бахтиаров, сам опытный журналист, говорил: «Редактор — душа газеты». Дополняя его фразу, добавим, что издатель — карман газеты или журнала. А вот как жилось и «карману», и «душе», вы уже немного представляете, надеюсь, по тем самым карикатурам, где так щедро были представлены издательские и редакторские образы.

Красный смех. 1906. № 3. 21 января. С. 7.
Бахтиаров А. А. Слуги печати. Очерки книгопечатного дела. СПб., 1893. С. 105.
Иван Александрович Всеволожский
Корневильские колокола.
Десять министров начала царствования Александра III.
Лев Дмитриевич Коган
Кандидат искусствоведения.
Николаевский Ф.Л. Портрет И.А. Всеволожского в Галерее истории древней живописи Эрмитажа.
Николаевский Ф.Л. Портрет И.А. Всеволожского в Галерее истории древней живописи Эрмитажа.
Портрет Е. К. Мравиной, оперной артистки Мариинского театра, в партии Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст».
Портрет Е. К. Мравиной, оперной артистки Мариинского театра, в партии Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст».
«В Москву!», портрет Л. И. Иванова, балетмейстера Мариинского и Большого театров, в балетном костюме стрекозы.
«В Москву!», портрет Л. И. Иванова, балетмейстера Мариинского и Большого театров, в балетном костюме стрекозы.
Портрет В. Цукки, балетной артистки Мариинского театра, в партии.
Портрет В. Цукки, балетной артистки Мариинского театра, в партии.
«Идеальный Фигнер». Портрет Н. Н. Фигнера, оперного артиста Мариинского театра, в партии Радамеса в опере Дж. Верди «Аида».
«Идеальный Фигнер». Портрет Н. Н. Фигнера, оперного артиста Мариинского театра, в партии Радамеса в опере Дж. Верди «Аида».
Портрет М. И. Михайлова, оперного артиста Мариинского театра, в партии Фауста в одноименной опере Ш. Гуно.
Портрет М. И. Михайлова, оперного артиста Мариинского театра, в партии Фауста в одноименной опере Ш. Гуно.
Портрет М. В. Извольской, урожденной княгини Барятинской (?).
Портрет М. В. Извольской, урожденной княгини Барятинской (?).
Костюмированный бал.
Костюмированный бал.
Spleen (меланхолия). Автопортрет.
Spleen (меланхолия). Автопортрет.
Megere (Старуха). Эскиз костюма к балету «Эсмеральда».
Megere (Старуха). Эскиз костюма к балету «Эсмеральда».
Портрет А. Н. Островского, драматурга, в виде Будды.
Портрет А. Н. Островского, драматурга, в виде Будды.
Портрет А. Н. Горчакова, дипломата, в виде орденоносного павлина.
Портрет А. Н. Горчакова, дипломата, в виде орденоносного павлина.
Портрет Н. А. Фонтона, дипломата, в виде тореадора.
Портрет Н. А. Фонтона, дипломата, в виде тореадора.
Театр
Театр
Грелихес А. А. Медаль, созданная в ознаменование пятидесятилетия службы И. А. Всеволожского.
Грелихес А. А. Медаль, созданная в ознаменование пятидесятилетия службы И. А. Всеволожского.
Иллюстрации к статье предоставлены автором и экспертом
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK
Made on
Tilda