ОБРАЗ РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ В КАРИКАТУРЕ
Русская литература и журналистика с момента рождения и долгое время спустя были неразрывны. Этому можно привести немало объяснений: и условия зарождения печатного слова на Руси, и особенности возникновения российской периодики, и литературоцентричность нашей культуры, и долгое отсутствие гражданских форм самовыражения в социуме, и цензурные препоны, и слабое развитие книготорговли. Поэтому-то даже на рубеже XIX–XX вв. тянулись бесконечные продолжения романов и повестей на газетно-журнальных полосах, заполняя порой две трети объема номеров.
«Учитывая подобную специфику российского „сращения” литературы и журналистики, совершенно естественным был повышенный интерес читательской аудитории к миру литературы, особенно к литературному быту, изъясняясь термином наших формалистов».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Но спрос обязан был родить предложение, и читательские запросы удовлетворялись не только публикацией новых произведений, но и широким спектром новостей из литературного и окололитературного мира. Не могла оставаться в стороне от столь ярко выраженного внимания к одной из областей культуры и визуальная часть периодики.
«Фотографии и зарисовки писателей в рабочем кабинете и на отдыхе, среди собратьев по перу и в кругу семьи были широко распространены и в большой, и в малой прессе России; особенно этим отличались тонкие иллюстрированные журналы».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Информационные поводы визуального обращения к литературе были совершенно разными: от всевозможных юбилеев (годы жизни, годы работы, годы написания текстов) до выхода новых книг, пьес, спектаклей; от поездок писателей до их же скандальных выходок; от аллюзий с событиями прошедших эпох до ухода мастеров в небытие. Е. Е. Вахненко справедливо утверждает:
В случае с сатирической графикой, посвященной писателям, речь может идти о двух типах пародийно-сатирического контекста. Первый тип обусловлен восприятием писателя в узкой литературной среде, <…> второй тип контекста обусловлен восприятием литературной личности массовой аудиторией, которой автор не известен как человек, а представлен дистанционно.
Вахненко Е. Е. Литературная личность А. М. Ремизова в карикатурах, шаржах, пародиях современников (1906–1916) // Филологический класс. 2019. № 4 (58). С. 171.
Стрекоза. 1904. № 4. 25 января. С. 8−9.
Степень изученности визуального обращения журналистики к литературным темам довольно разная. В многочисленных работах часты обращения к иконографии русских писателей, но приоритет отдается живописи и фотографии. Ряд исследователей анализировал карикатуры на:
Клевенский М. М. И. С. Тургенев в карикатурах и пародиях (с рисунками) // Голос минувшего. 1918. № 1−3. С. 185−218.
Фонякова Н. Н. Шаржи и карикатуры на И. С. Тургенева // Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома. Т. IV. И. С. Тургенев / К печ. подг. Б. В. Шапошников. М., Л., АН СССР, 1958. С. 180−207.
Граф Лев Толстой, Великий писатель Земли Русской, в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, карикатурах и т. д. / Сост. П. Н. Краснов, Л. М. Вольф. СПб., Т-во М. О. Вольф, 1903.
Битовт Ю. Граф Л. Н. Толстой в карикатурах и анекдотах. М. В. Балдин и К°, 1908.
Буторин Д., Гиппиус В. Салтыков в карикатуре // Литературное наследство [М. Е. Салтыков-Щедрин.II]. Т. XIII-XIV. М., Журн.-газ. объединение, 1934. С. 569−582.
Русаков В. /Либрович С. Ф./ М. Горький в карикатурах и анекдотах. СПб., Т-во М. О. Вольф, 1903.; Кузнецов Э.А., Маркичева О.Г. Жизнь в насмешках и почитании (Максим Горький в карикатурах и шаржах) // Записки краеведов / сост. О.В. Рябов. Нижний Новгород, 2008. С. 270–285;
Кутукова М.Г. А.М. Горький в дружеских шаржах и карикатурах (по материалам экспозиционно-выставочной работы Государственного музея А.М. Горького) // Максим Горький: взгляд из XXI века. Горьковские чтения 2008 года. Нижний Новгород, 2010. С. 475–478.
Рампа и жизнь. 1913. № 2. 13 января. С. 9.
Развлечение. 1903. № 76. 15 февраля. С. 7.
Развлечение. 1903. № 9. 1 марта. С. 11.
Развлечение. 1903. № 11. 15 марта. С. 4.
«В некоторых монографиях, посвященных другим сферам искусства, встречается немало сатирической графики на литераторов. Например, в книге Е. М. Биневича. О разнообразнейших визуальных сатирических представлениях о футуристах подробно рассказывает С. А. Дундин. Подборки дореволюционных литературных карикатур иногда публикуются и сегодня».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Биневич Е. М. Карикатуристы идут в театр. СПб., Петрополис, 2010.
О величии и великих. К 100-летию со дня рождения Даниила Хармса / сост. Ю. Н. Дрюков, Т. В. Буркова, С. Н. Казаков. СПб., Мiръ, 2005.
В целом можно утверждать, что сатирическая иконография русских писателей изучена слабее, хотя карикатура была одним из ведущих приемов иллюстрирования периодики. Ее развитие в России шло с иной скоростью, чем в Европе, но к рубежу XIX–XX вв. и полиграфические, и художественные возможности отечественной прессы были на высоте.

Развлечение. 1903. № 6. 8 февраля. С. 11.
Поделиться в соцсетях
Карикатуры на литераторов
В начале ХХ в. карикатуры на литераторов уже стали собирать:
Иной писатель и не подозревает, что существует на него такая-то и такая-то карикатура, появившаяся когда-то в каком-нибудь малоизвестном журнале, и с удивлением узнает, что в папках Фидлера он, писатель, увековечен не одной, а целыми четырьмя-пятью карикатурами.
Либрович С. Ф. Фидлеровский музей русских литераторов. СПб., Труд и польза, 1908. С. 13.
Многие издания печатали циклы шаржей на беллетристов и журналистов: «Из альбома карикатур» в «Развлечении», «История современной русской литературы» Н. В. Ремизова в «Сатириконе», «Наши писатели» и «Наши поэты» в «Стрекозе», серия литературных карикатур В. В. Каррика в «Лешем», «В кривом зеркале» М. Линского в «Искрах» и т. д.
«При сопоставлении сатирической графики второй половины XIX в. и начала ХХ в., изображающей русского литератора, можно заметить некоторые отличия. Сведем эти отличия в таблицу».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Наиболее часто встречается
Вторая половина
XIX в.
Начало ХХ в.
Многофигурные формы изображения писателей
Писатели в составе оркестра, хора, на скачках, в виде бурлаков
1) Писатели в кафе, салонах, в танце, на лекциях, выставках
2) Отсутствие связи между фигурами
Уважение
к литературным предшественникам
Выражено ярко
Выражено слабее
Много действующих лиц из…
Прошлого
Настоящего
Сопутствующий антураж
Арфа, лира, гусиные перья, памятники
Лавровые венки, перьевые ручки, бокалы, небрежность в одежде
Художественные приемы
Увеличенная голова, диспропорции роста
Игра черными пятнами, силуэтами
Детализированность иллюстрации
Много прорисованных деталей
Менее проработанный фон, деталей мало
Ключевые мотивы
Античные, ностальгические
Эсхатологические, инфернальные
Некоторые из отличий, например особенности многофигурных композиций, можно объяснить усилением роли индивидуальности и отказом художников от изображений, где требуется один лидер (оркестр, хор и т. д.). Можно сказать, что сатирическая графика Серебряного века достигает тех же целей, что и карикатура прошлого столетия, но при этом делает большую ставку на лаконизм как изображения, так и текста.
Развлечение. 1903. № 17. 3 мая. С. 10.
«Остальные же отличия ярко демонстрируют общественную атмосферу Серебряного века — творческую, переломную, нервную, свергающую кумиров ушедших эпох и лихорадочно проживающую последние годы мирного времени, предчувствуя приближающийся крах».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Традиции обращения сатирической графики к литературным темам живы и доныне, хотя и не носят такого массового характера. Наиболее близки к литературным карикатурам Серебряного века, как мне кажется, комиксы мастера абсурда Алексея Никитина. Но современная действительность не вынуждает российского читателя искать в печатном слове выхода своим стремлениям и думам, как это было зачастую до революции, поэтому и карикатуры с образами писателей появляются все реже.
Хармсиада. Анекдоты из жизни великих. СПб., Лик, 2005.
Хармсиниада. Комиксы из жизни писателей. СПб., Бумкнига, 2017.
Стрекоза. 1903. № 1. 5 января. С. 5.
Сатирикон. 1908. № 8. С. 6.
Информационные войны и карикатура
Джордж Крукшенк. Бони, уставший от военных тревог, летит за спасеньем в объятия своей возлюбленной. Лондон, 1813
Анна Евгеньевна Кустова
Искусствовед, хранитель фонда печатной графики первой половины XIX века в ГМИРЛИ им. В. И. Даля.
Чарльз Ульямс. Расставание Гектора-Напа с Андромахой, или Россия под угрозой. Лондон, 1813
Чарльз Ульямс. Расставание Гектора-Напа с Андромахой, или Россия под угрозой. Лондон, 1813
Исаак Крукшенк. Джон Буль, показывающий корсиканскую обезьянку. Лондон, 1803
Исаак Крукшенк. Джон Буль, показывающий корсиканскую обезьянку. Лондон, 1803
Неизвестный художник. Наблюдение с ходулей. Лондон, 1803
Неизвестный художник. Наблюдение с ходулей. Лондон, 1803
Томас Роулендсон. Политический химик и немецкие реторты, или растворение Рейнского союза. Лондон, 1813
Томас Роулендсон. Политический химик и немецкие реторты, или растворение Рейнского союза. Лондон, 1813
Неизвестный художник. Джон Буль, охраняющий кукольную лавку, или Бони, требующий новых игрушек. Лондон, 1803
Неизвестный художник. Джон Буль, охраняющий кукольную лавку, или Бони, требующий новых игрушек. Лондон, 1803
Джеймс Гилрей. Испанский бой быков, или Корсиканский матадор в опасности! Лондон, 1808
Джеймс Гилрей. Испанский бой быков, или Корсиканский матадор в опасности! Лондон, 1808
Джордж Крукшенк. Союзные пекари или Корсиканская Жаба перед жерлом. Лондон, 1814
Джордж Крукшенк. Союзные пекари или Корсиканская Жаба перед жерлом. Лондон, 1814
Исаак Крукшенк. Испанский пирог. Песенка для молодых патриотов. Лондон, 1808
Исаак Крукшенк. Испанский пирог. Песенка для молодых патриотов. Лондон, 1808
Чарльз Уильямс. Теплые зимние квартиры или Москва, просушенная для Напа и его Великой армии. Лондон, 1813
Чарльз Уильямс. Теплые зимние квартиры или Москва, просушенная для Напа и его Великой армии. Лондон, 1813
Уильям Элмс. Джек Мороз, преследующий Бони в России. Лондон, 1812
Уильям Элмс. Джек Мороз, преследующий Бони в России. Лондон, 1812
Джордж Крукшенк. Тушение Бони. Лондон, 1814
Джордж Крукшенк. Тушение Бони. Лондон, 1814
Уильям Элмс. Генерал Мороз бреет маленького Бони. Лондон, 1812
Уильям Элмс. Генерал Мороз бреет маленького Бони. Лондон, 1812
Робертс Пирси. Русское веселье, или Корсиканский футбол. Лондон, 1814
Робертс Пирси. Русское веселье, или Корсиканский футбол. Лондон, 1814
Уильям Элмс. Корсиканская гончая, окруженная русскими медведями. Лондон, 1813
Уильям Элмс. Корсиканская гончая, окруженная русскими медведями. Лондон, 1813
Томас Роулендсон. Мнимый Феникс, или тщетная попытка возродиться. Лондон, 1813
Томас Роулендсон. Мнимый Феникс, или тщетная попытка возродиться. Лондон, 1813
Неизвестный художник. Папочка, только не испорти себе желудок! Германия, 1813-1814
Неизвестный художник. Папочка, только не испорти себе желудок! Германия, 1813-1814
Иоган Фольц. Новый вселенский монарх на троне, воздвигнутом на благо человечества. Нюрнберг, 1813-1814
Иоган Фольц. Новый вселенский монарх на троне, воздвигнутом на благо человечества. Нюрнберг, 1813-1814
Иоган Фольц. Новая Эльба. Нюрнберг, 1815
Иоган Фольц. Новая Эльба. Нюрнберг, 1815
Неизвестный художник. Разрушительный гриб-везунчик. 1813
Неизвестный художник. Разрушительный гриб-везунчик. 1813
Кристиан Готфрид Генрих Гейслер. Бауценский вестник. Лейпциг, 1813
Кристиан Готфрид Генрих Гейслер. Бауценский вестник. Лейпциг, 1813
Неизвестный художник. Картезианский чертик. Германия, 1813
Неизвестный художник. Картезианский чертик. Германия, 1813
Иоган Фольц. Новый Робинзон на необитаемом крысином острове в Южном море, называемом Святой Еленой. Нюрнберг, 1815
Иоган Фольц. Новый Робинзон на необитаемом крысином острове в Южном море, называемом Святой Еленой. Нюрнберг, 1815
Иоган Фольц. Маленький придворный штат великого человека на счастливом острове. Нюрнберг, 1815
Иоган Фольц. Маленький придворный штат великого человека на счастливом острове. Нюрнберг, 1815
Неизвестный художник. Николя Бонапарт на острове Эльба со своим окружением. Германия, 1814
Неизвестный художник. Николя Бонапарт на острове Эльба со своим окружением. Германия, 1814
Неизвестный художник. Величайший подвиг XIX столетия, или захват острова Святой Елены. Германия, 1815
Неизвестный художник. Величайший подвиг XIX столетия, или захват острова Святой Елены. Германия, 1815
Неизвестный художник. Вот мой любимый сын. 1813
Неизвестный художник. Вот мой любимый сын. 1813
Неизвестный художник. Наполеон Первый. Нидерланды, 1814
Неизвестный художник. Наполеон Первый. Нидерланды, 1814
Иван Иванов (?). Дух неустрашимости русских. Санкт-Петербург, 1813
Иван Иванов (?). Дух неустрашимости русских. Санкт-Петербург, 1813
Неизвестный художник. Героическая твердость восьмидесятилетнего старца. Санкт-Петербург, 1813
Неизвестный художник. Героическая твердость восьмидесятилетнего старца. Санкт-Петербург, 1813
Иван Теребенев. Крестьянин увозит у французов пушку в русский лагерь. Санкт-Петербург, 1813
Иван Теребенев. Крестьянин увозит у французов пушку в русский лагерь. Санкт-Петербург, 1813
Иван Иванов. Хлебосольство – отличительная черта в характере русских. Санкт-Петербург, 1813
Иван Иванов. Хлебосольство – отличительная черта в характере русских. Санкт-Петербург, 1813
Емельян Корнеев. Русская героиня-девица, дочь старостихи Василисы. Санкт-Петербург, 1813
Емельян Корнеев. Русская героиня-девица, дочь старостихи Василисы. Санкт-Петербург, 1813
Самуил Шифляр. Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы. Санкт-Петербург, 1812
Самуил Шифляр. Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы. Санкт-Петербург, 1812
Неизвестный художник. Наполеон с Сатаной после сожжения Москвы. Санкт-Петербург, 1813
Неизвестный художник. Наполеон с Сатаной после сожжения Москвы. Санкт-Петербург, 1813
Иван Теребенев. Угощение Наполеону в России. Санкт-Петербург, 1813
Иван Теребенев. Угощение Наполеону в России. Санкт-Петербург, 1813
Иван Теребенев. Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России. Санкт-Петербург, 1813
Иван Теребенев. Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России. Санкт-Петербург, 1813
Андрей Ухтомский. Уральский казак Сила Вихрев. Санкт-Петербург, 1813
Андрей Ухтомский. Уральский казак Сила Вихрев. Санкт-Петербург, 1813
Иван Теребенев. Казак вручает Наполеону билет на взаимное посещение. Санкт-Петербург, 1813
Иван Теребенев. Казак вручает Наполеону билет на взаимное посещение. Санкт-Петербург, 1813
Иван Теребенев. Казацкая шутка. Санкт-Петербург,1814
Иван Теребенев. Казацкая шутка. Санкт-Петербург,1814
Неизвестный художник. Бегство казака. Париж, 1814
Неизвестный художник. Бегство казака. Париж, 1814
Неизвестный художник. Изображение казака, рисованное с натуры и присланное французским солдатом. Париж, 1814
Неизвестный художник. Изображение казака, рисованное с натуры и присланное французским солдатом. Париж, 1814
Неизвестный художник. Русские костюмы. Париж, 1814
Неизвестный художник. Русские костюмы. Париж, 1814
Неизвестный художник. Австрийский офицер, посещающий казачьи посты. Париж, 1814
Неизвестный художник. Австрийский офицер, посещающий казачьи посты. Париж, 1814
Теодор Саве (?). Вступление части союзников в Париж. Париж, 1814
Теодор Саве (?). Вступление части союзников в Париж. Париж, 1814
Форсеваль. Конгресс. 1814-1815
Форсеваль. Конгресс. 1814-1815
Неизвестный художник. Стремительной продвижение русской армии, идущей на помощь пруссакам. Франция, около 1806 года
Неизвестный художник. Стремительной продвижение русской армии, идущей на помощь пруссакам. Франция, около 1806 года
Неизвестный художник. Франция Конституционная. Париж, 1815
Неизвестный художник. Франция Конституционная. Париж, 1815
Пьер Лакруа. Происхождение императорской тушилки. Париж, 1815
Пьер Лакруа. Происхождение императорской тушилки. Париж, 1815
Неизвестный художник. Карнавал 1814 года, или Императорская лапша
Неизвестный художник. Карнавал 1814 года, или Императорская лапша
Неизвестный художник. Второй триумфальный въезд. Париж, 1815
Неизвестный художник. Второй триумфальный въезд. Париж, 1815
Неизвестный художник. Отъезд. Париж, 1815
Неизвестный художник. Отъезд. Париж, 1815
Шарль Эли (?). Сверху вниз, или Причины и Следствия. Париж, 1814
Шарль Эли (?). Сверху вниз, или Причины и Следствия. Париж, 1814
Иллюстрации предоставлены автором и экспертом
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK
Made on
Tilda