Приемы литературных карикатур
Поделиться в соцсетях

Сатирические образы первопечатников

В год 460-летия первой российской типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца обратимся к образам первопечатников Иоганна Гутенберга и Ивана Федорова, появлявшимся в русской дореволюционной журналистике.
«Визуальные обращения к Иоганну Гутенбергу и Ивану Федорову в русской дореволюционной журналистике носили эпизодический характер, вызванный чаще всего актуализированными информационными поводами».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Образ Ивана Федорова мог быть представлен в большеполосной гравюре, репортажном рисунке, обложечной иллюстрации, фотографиях, газетной заставке и пр. Изображения были связаны с тематикой периодических органов, работой выставки печатного дела, подготовкой проектов памятников и/или их открытием.
Всемирная иллюстрация. 1895. № 1361. 25 февраля. С. 165.
Всемирная иллюстрация. 1895. № 1369. 22 апреля. С. 316.
Печатное искусство. 1902. № 4. С. 1.
Искры. 1909. № 39. 4 октября. С. 305.
Огонек. 1909. № 41. 10 октября. С. 8.
Московская газета-копейка. 1909. № 134. 27 сентября. С. 1.
Петербургская газета. 1909. № 267. 29 сентября. С. 3.
Еще реже к образам первопечатников прибегали карикатуристы. Гутенберг под пером сатириков демонстрировал полнейшее разочарование от состояния журналистики. Например, в сатириконовском диптихе 1908 г. противопоставляется прошлое и современное: в 1452 г. немецкий первопечатник был уверен, что его труды принесут пользу человечеству, но в 1908 г., глядя на газетные полосы, проклинал свое изобретение.

Сатирикон. 1908. № 34. 29 ноября. С. 8.
В 1917 г. Гутенберг сомневался, стоило ли изобретать печатный станок, любуясь бесперебойным тиражированием денежных банкнот. Интересно, что похожий сюжет появился и в немецкой карикатуре 1922 г., посвященной инфляции в Германии.

Новый сатирикон. 1917. № 33. Сентябрь. С. 7.

«Если к Гутенбергу карикатуристы обращались в связи с тяжелым положением в стране или мире, то образ русского первопечатника позволял художникам намекнуть на политические мытарства».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
В 1907 г. редакция «Серого волка», используя подготовку к открытию памятника Ивана Федорова, поместила шестичастный комикс, повествующий и о сжигании федоровской типографии, и о гонениях на просветителя Н. И. Новикова.
Ремизов Н. В. К открытию памятника в Москве первому русскому книгопечатнику //Серый волк. 1907. № 16. 21 октября. С. 8−9.
Уже после открытия памятника газета «Ранее утро» иронизировала над монархистом, который доносил полицейскому, что у Федорова «типографский станок без разрешения». Смелее высказался «Будильник», взгромоздив на плечо памятника цензора, который огромным красным карандашом правил бронзовый лист «Апостола».

Монархисты в Москве // Раннее утро. 1909. № 227. 4 октября. С. 3.

Петтер Г. Недоделанный памятник // Будильник. 1909. № 39. 11 октября. С. 5.

Сатирические обращения к первоистокам печатного дела не были массовыми. Редкое появление образов немецкого и русского первопечатников связано, возможно, с элитарностью темы, непонятной большинству читателей. Подлинных изображений первопечатников не сохранилось, и карикатуристы были вынуждены прибегать либо к стилизации (в случае с Гутенбергом), либо к вариативному изображению памятников Федорову (проект скульптора А. М. Любимова или воздвигнутый монумент скульптора С. М. Волнухина в Москве). Образы Иоганна Гутенберга и Ивана Федорова в русской дореволюционной журналистике позволяли художникам актуализировать политические и общественные проблемы эпохи, но традиция эзопова языка при создании образов первопечатников пресеклась в советское время. Например, русский первопечатник на рисунке Л. Г. Бродаты с удовольствием рассматривает юбилейный выпуск «Комсомольской правды» (1935 г.). Современные мемы, связанные с первопечатниками, также редки и лишены социальной злободневности.

Бродаты Л. Г. К десятилетию Комсомольской правды. 1935. Бумага, тушь, перо. Пермская художественная галерея.

Влияние зарубежной карикатуры на русскую юмористическую и сатирическую карикатуру
Андрей Петрович Дьяченко
Искусствовед
Печатное искусство. 1902. № 4.
Печатное искусство. 1902. № 4.
Петербургская газета. 1909. № 267. 29 сентября. С. 3.
Петербургская газета. 1909. № 267. 29 сентября. С. 3.
Огонек. 1909. № 41. 10 октября. С. 8.
Огонек. 1909. № 41. 10 октября. С. 8.
Огонек. 1909. № 40. 3 октября. С. 19.
Огонек. 1909. № 40. 3 октября. С. 19.
Московская газета-копейка. 1909. № 134. 27 сентября. С. 1.
Московская газета-копейка. 1909. № 134. 27 сентября. С. 1.
Искры. 1909. № 39. 4 октября.
Искры. 1909. № 39. 4 октября.
Искры. 1909. № 38. 27 сентября. С. 298–299.
Искры. 1909. № 38. 27 сентября. С. 298–299.
Инфляция в Германии. 1922.
Инфляция в Германии. 1922.
Иллюстрация. 1846. Т. 3. № 43. 16 ноября. С. 675.
Иллюстрация. 1846. Т. 3. № 43. 16 ноября. С. 675.
Всемирная иллюстрация. 1895. № 1369. 22 апреля. С. 316.
Всемирная иллюстрация. 1895. № 1369. 22 апреля. С. 316.
Всемирная иллюстрация. 1895. № 1361. 25 февраля. С. 165.
Всемирная иллюстрация. 1895. № 1361. 25 февраля. С. 165.
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK
Made on
Tilda