Иконография и историография литературной карикатуры
«Что такое карикатура?»
«Как понимать карикатуру?»
Поделиться в соцсетях
Несерьезно
о серьезном, или серьезно о смешном
Одним из хранилищ человеческой памяти является карикатура. В карикатуре как в концентрированном взгляде общества заложены социальные предпочтения и предрассудки, иначе рисунок не был бы понятен большинству. В сатирических росчерках содержится некое программирование общественного мнения, манипулирование сознанием читателей по политическим, экономическим, личностным и прочим мотивам.
«Карикатура, и в особенности политическая, — прекрасный исторический документ, с помощью которого можно восстанавливать и изучать социальные идеи прошлого».
Шестаков В. П., советский и российский философ, эстетик, культуролог и искусствовед
Шестаков В. П. Гиллрей и другие… Золотой век английской карикатуры. М., 2004. С. 132.
Бивак французских войск под Вильною // Сын Отечества. 1813. № 27.
В. П. Шестакову вторит исследователь советского сатирического рисунка:
Карикатура обладает несомненной ценностью как исторический источник, хотя лишь в самые последние годы в российской историографии появились работы, где она предстает именно в этом качестве.
Голубев А. В. Советская политическая карикатура 1920–1930-х гг. как часть повседневности // Повседневный мир советского человека 1920–1940-х гг. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону, 2009. С. 350.
Действительно, начали встречаться исследования, трактующие сатирическую графику шире, чем яркую иллюстрацию, но чаще это происходит на международных примерах.
Мамдух Хамадах. Карикатура в периодической печати. Автореферат. Минск, 1994. 24 с.
Цикл работ об американской карикатуре принадлежит В. И. Журавлевой, сетующей:
Вне поля зрения историков остается содержащаяся в карикатурах информация об обществе, создавшем и воспринимавшем эти графические тексты, о его видении себя и окружающего мира.
Журавлева В. И., Фоглесонг Д. С. Конструирование образа России в американской политической карикатуре XX века // Мифы и реалии американской истории в периодике XVIII–XX вв. Коллективный труд в 3 т. Т. 1. М., 2008. С. 189.
Шестаков такое невнимание теоретиков объяснял дестабилизирующей функцией экстравагантного жанра:
«С самого своего возникновения он нарушал все законы искусства, разрушал все установившиеся системы ценностей: ведь карикатура изображала высокое и героическое в сниженном и прозаическом виде».
Шестаков В. П., советский и российский философ, эстетик, культуролог и искусствовед
Шестаков В. П. Карикатура: визуальный язык гротеска и пародии // Феноменология смеха: карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: сборник статей. М., 2002. С. 6.
История отечественной карикатуры
«Историография зарубежной литературной карикатуры»
«Историография русской литературной карикатуры»
Историю отечественной карикатуры никак нельзя назвать изученной:
«Российская и советская карикатура — совершенно неисследованная область изобразительного искусства».
Златковский М. М., российский художник, иллюстратор, дизайнер
Златковский М. «Юмор молодых»: из истории карикатуры в России 1953–2000 гг. // Феноменология смеха: карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: сборник статей. М., 2002. С. 29.
Непревзойденным до сих пор остается «Краткий очерк истории карикатуры в России», доведенный С. С. Трубачевым до 1880-х гг. (помещен без подписи в обзор мировой карикатуры А. В. Швырова). Опираясь на разыскания Д. А. Ровинского, разбирая альбомы карикатур и журналы В. И. Даля, М. Л. Неваховича и др., останавливаясь на творчестве П. А. Федотова, автор исследования особо выделял вклад Н. А. Степанова:
Швыров А. В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. СПб., 1903. С. 369−404.
Все предшественники Степанова не сделали карикатуры необходимым элементом нашей общественной жизни: эта честь выпала на долю основателя «Искры».
Швыров А. В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. СПб., 1903. С. 386.
Как мыши кота хоронили. 1858.
Русская карикатура в целом не только не изучена, но и испытала и испытывает на себе ярко выраженное пренебрежительное отношение. Во многом «несерьезность» общественного взгляда на серьезно-несерьезную графику объясняется историческими причинами:
«Повестей и картинок сатирических, в настоящем смысле этого слова, у нас на Руси не было, да и не могло быть: достаточно вспомнить слова Петра Великого о том, что „за составление сатиры сочинитель ея будет подвергнут злейшим истязаниям”».
Ровинский Д. А., юрист, историк искусства, библиофил, собиратель графики
Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 2002. Т. I. С. 128.
Сопоставляя русскую карикатуру с европейской, автор «Библиотеки для чтения» в 1863 г. утверждал:
Уступая английской <…> в капитальности, наша карикатура в тонкостях не может стать никакими судьбами на одну доску с французской, а с немецкой — в толковости.
Петров П. Н. Наша карикатура. Статья первая. СПб., 1863. С. 13.
Если на Западе карикатура начала развиваться еще в XVII в., в Англии достигла небывалой популярности, то в России, например, «первой политической карикатурой можно считать написанную маслом картину Гавриила Скородумова „Баланс Европы в 1791 году”. На ней изображены весы, на одной чаше которых восседает грузный русский солдат, а на другой изо всех сил стараются удержать равновесие одетые в военную форму немец и его союзники».
В XVIII в. невозможно назвать страну, в которой была бы столь развита и распространена карикатура, сатирическая и юмористическая графика, как в Англии // Дукельская Л. А. Английская бытовая карикатура второй половины XVIII века. Л., М., 1966. С. 4.
Русская карикатура 1812–1985. Из книг Владимира Лисина. М., 2006. С. 7.
Скородумов Г. Баланс Европы в 1791 году.
Томас Райт считал:
Искусство, в его первобытной форме, было не что иное, как карикатура, так как лишь путем преувеличения черт, относящихся к карикатуре, неискусные художники могли заставить понять себя.
Райт Т. История карикатуры в литературе и искусстве // Знание. 1877. № 3. Приложение. С. 2.
Карикатурист же, издатель, поэт А. А. Радаков, говоря о мировых тенденциях в сатирическом рисунке, утверждал:
«Мы не даем здесь историю карикатуры — это значило бы дать историю человечества».
Радаков А. А., русский и советский художник-график, живописец, иллюстратор, плакатист
Радаков А. А. Иностранные карикатуры последних дней. СПб., 1913. С. 3.
От лубков до язвительных рисунков на бересте протопопа Аввакума, от творчества родоначальника отечественной художественной карикатуры И. И. Теребенева до всплеска сатиры в эпоху Великих реформ, от расцвета иллюстрированных сатирических журналов в Первую русскую революцию до современного понятия инфографики, включающего и карикатуру, — вот тот долгий путь, который прошли отечественные сатирические рисунки.
Разговор Фарноса и его жены Пигасьи с целовальником Ермаком. 1820–1830-е гг.
Протопоп Аввакум. Рисунок. Из Пустозерского сборника И. Н. Заволоко (Пушкинский Дом).
«Лучшие художники стремились не к тому, чтобы представить жизнь в карикатурном виде, а к тому, чтобы обнажить карикатурность самой жизни».
Стернин Г. Ю., советский и российский искусствовед и художественный критик
Стернин Г. Ю. Русская книжная иллюстрация 40-х годов XIX века. Автореф. М., 1953. С. 15.
«Так Г. Ю. Стернин оценил влияние русской карикатуры на развитие иллюстраций».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Сложно определить и типы карикатур, которые делятся по сюжету (политические, социальные, бытовые, личные); по построению (однокадровые, многокадровые); по способу воспроизводства в печати, по оформительским приемам, по наличию или отсутствию пояснительного текста и пр.
«Как правило, отечественная карикатура шла с подписью. Например, Л Динцес замечал о ведущем сатирическом журнале 1860-х гг.: „Так называемая „обнаженная” карикатура с ее схематизацией образа и выявлением основной изобличаемой черты, т. е. изобразительно-независимая карикатура, которая понятна сама по себе без сопровождающего текста, помещается в „Искре” сравнительно редко”. О преемственности в подаче информации карикатуристами поздних эпох свидетельствует и замечание А. В. Голубева: „Для советской политической карикатуры было характерно обилие деталей и многочисленных подписей различного уровня”».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Неопубликованные карикатуры «Искры и «Гудка» 1861–1862 гг. М.-Л., 1939. С. 18.
Голубев А. В. Визуальные образы войны в советской карикатуре межвоенного периода // Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. Сборник статей. Челябинск, 2008. С. 271.
Еще в 1911 г. В. А. Верещагин, определяя карикатуру «бытовой сатирой в рисунке», размышлял о проблемах ее классификации:
Где начинается карикатура и где она кончается — вот трудно разрешимый вопрос, над которым невольно останавливается каждый исследователь этой отрасли искусства.
Верещагин В. А. Русская карикатура. Т. I. В. Ф. Тимм. СПб., 1911. С. 7.
Изучение карикатур связано с необходимостью глубокого погружения исследователя в исторический контекст. Одной из серьезных проблем для восприятия карикатур «является быстрая утрата ими злободневности, т. к. все они создаются как реакция на актуальные политические события».
Артемова Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса. Автореф. Волгоград, 2002. С. 12.
И остальные типы карикатур стареют вместе с породившими их событиями, зачастую оставаясь глухими для зрителей последующих эпох. Специалисты по визуальной истории подчеркивают:
Реконтекстуализация политической карикатуры как исторического источника предполагает знание аудитории-реципиента, характеристику языка и символики карикатуры, а также выявление взаимосвязей с другими медийными текстами.
Журавлева В. И. Визуализация образа России в США в период первого кризиса в двусторонних отношениях // Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. Сборник статей. Челябинск, 2008. С. 216.
Связь карикатуры со становлением журналистики несомненна. Первый карикатурный журнал „La Caricature” возник во Франции в 1830 г. Первое подобное отечественное периодическое издание — «Журнал карикатур на 1808 г.» А. Г. Венецианова, который был запрещен после первого же номера
См. о первом опыте карикатурного периодического издания, запрещенного по Высочайшему повелению: Верещагин В. А. Журнал карикатур на 1808 г. СПб., 1911.
La Caricature. 1840. № 49. 15 novembre.
Реформы Александра II вывели Россию на путь капиталистического развития, вызвав качественный и количественный рост прессы. И это не могло не отразиться на развитии карикатуры:
С середины XIX века карикатура становится явлением массовым. Широкое распространение газет и журналов способствовало появлению талантливых карикатуристов. И хотя каждый из них обладал присущей именно ему манерой и техникой, все мастера одной страны имели что-то общее в передаче натуры и понимания сюжета.
Рыбаченок И. Смеяться вовсе не грешно над тем, что кажется смешно. Международные отношения в конце XIX — начале XX века в политической карикатуре // Родина. 2007. № 10. С. 59.
Реестр о дамах и о прекрасных девицах. 1820–1840-е гг.
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK
Made on
Tilda