Русская периодика
в карикатуре

«Русская газета в карикатуре. Часть 1»

Коллективные изображения литераторов и журналистов в карикатуре
В толще газетно-журнальных подшивок нечасто, но можно встретить репортажные рисунки и фотографии рубежа XIX–XX вв., запечатлевшие литературные собрания; особая ценность подобных изображений заключена в их атрибуции. Мы видим давно забытые лица известных когда-то литераторов и знакомимся с информационными поводами подобных публикаций.
Например:
Фотографии и репортажные рисунки фиксируют подлинные лица. Но эти же лица порой становились объектами насмешек со стороны карикатуристов, и этот сатирический массив гораздо многочисленнее фотографического. Попробуем вычленить тематические блоки коллективных изображений литераторов и журналистов дореволюционной России. Сразу замечу, что в XIX в. литераторов довольно часто показывали сплоченными общими целями и идеями; ХХ в. стал демонстрировать мастеров печатного слова более индивидуально.

Шествия литераторов

Первым из подобного сатирического ряда стоит назвать рисунок «Шествие в храм славы» Михаила Неваховича. Расшифровку изображенных персон приводит в 1903 г. Дмитрий Городецкий:
Журнал «Ералаш», 1847 год, лист 24.
«Место действия — у полосатого казенного шлагбаума. Поднимает его цензор Очкин. Подле него — Гребенка. Впереди шествия — Греч со своей грамматикой и с „Черной женщиной” на плечах, за ним — Кукольник со своей иллюстрацией. Муза очищает метлой дорогу перед обнявшимися Жуковским и Вяземским. Внизу другая муза тащит съежившуюся фигуру Бенедиктова. В тарантасе, на запятках которого стоит медведь, едет Соллогуб, пуская мыльные пузыри; подле бежит вприпрыжку Панаев; идет Одоевский, и скелеты несут Губера, рассматривающего череп. Выше всех несется Гоголь, уснувший на втором томе „Мертвых душ”, и за ним Булгарин летит верхом на пчеле. Внизу, в левом углу, бежит Вл. Зотов, и выглядывает голова Некрасова».

Ералаш. 1847. Лист 24.
Городецкий Д. М. Зарождение карикатуры в России // Сборник статей по истории и статистике русской периодической печати. 1703–1903. Издание Русского библиологического общества. СПб., типолитография А. Э. Винеке, 1903. С. 134.
Журнал «Ералаш», 1847 г., лист 24.
Шут. 1879. № 3. 21 января. С. 1.

Шут. 1879. № 3. 21 января. С. 1.
В 1873 г. русская публика увидела картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Неудивительно, что довольно быстро возникло множество пародий на вызвавшее сенсацию живописное произведение. В 1879 г. была опубликована карикатура «На мель села, голубушка», где русские литераторы в образе бурлаков тянут огромную чернильницу-литературу.

Узнать удалось не всех. В первой тройке тянут бечеву (справа налево) Василий Немирович-Данченко, Алексей Писемский и, возможно, Глеб Успенский. Во втором ряду — Петр Боборыкин и Николай Некрасов. Предпоследним бредет Николай Златовратский.
Подобные вариации с писателями встречались и в советское время, например карикатура Энге:
Читатель и писатель. 1928. № 21. 26 мая. С. 1.

«Русская газета в карикатуре. Часть 2»

Оркестры литераторов

Если у Неваховича литераторы заняты самым естественным для себя делом (шествуют к славе), то у Петра Бореля в знаменитой литографии «Концерт в С-дурном тоне» писатели и издатели вынуждены играть «под дудку» цензуры. Насколько этот процесс естественный, пусть каждый судит сам. Чтобы зрители не перепутали, кто показан на рисунке, художник снабдил каждый музыкальный инструмент названием печатного органа, выпускаемого изображенным. Рисунок Бореля был литографирован в типографии А. И. Траншеля, опубликован в журнале «Заноза» 1863 г. (приложение к № 9).
Заноза. 1863. Приложение к № 9.
Многозначительная группа много раз публиковалась и позже. Большинство репринтных воспроизведений «Концерта» таким образом отмечало юбилеи отечественной прессы.
Новое время. Иллюстрированное приложение. 1900. № 8593. 29 января. С. 12; Московский листок. 1903. № 1. 1 января. С. 16; Шут. 1903. № 3. 18 января. С. 8–9.
Полную расшифровку имен приведу по словарю Семена Венгерова.
«Впереди, с камертоном в руках, министр внутренних дел П. А. Валуев; дирижирует стоящий с ним рядом Цеэ, председатель цензурного комитета. Сдерживают оркестр три цензора: крайний слева неизвестно кто (может быть, впрочем, это разводит руками М. П. Погодин), за ним В. Н. Бекетов; посередине, с растопыренными руками и обезьяньей физиономией, А. Г. Петров.
В левом углу герценовский „Колокол”; в правом углу — в кресле — затыкает себе уши Россия. Артисты оркестра: скрипка — А. В. Старчевский („Сын Отечества”); рядом с ним одна шарманка — В. Р. Зотов („Иллюстрация”) и другая — П. С. Усов („Северная пчела”); между двумя шарманками поет А. А. Краевский („Голос”); посередине, на стуле, с гитарой Некрасов („Современник”); возле него гармония — Г. Е. Благосветлов („Русское слово”), Писемский („Библиотека для чтения”) бьет в бубны; одетый мужиком Ив. С. Аксаков („День”) играет на балалайке, Катков („Русский вестник”) в шотландском костюме — на волынке, Писаревский („Современное слово”) — на свирели.
Редактор „Военного сборника” П. К. Меньков бьет в турецкий барабан; на корнет-а-пистоне играет Капельманс („Jour. de St. Petersbourg”), на лире — Н. Ф. Павлов („Наше время”), на косточках счетов — К. В. Трубников („Биржевые ведомости”), на цимбалах — В. С. Курочкин („Искра”). Рядом оседланный Очкиным редактор „Очерков” — Г. З. Елисеев, возле них трубит в трубу В. Ф. Корш („СПб. ведомости”). Справа от Курочкина в нижнем ряду в коляске с треугольником И. Балабин („Народное богатство”); рядом с ним сидит на полу юродивый — В. И. Аскоченский („Домашняя беседа”), далее играет на гуслях („Время”) Н. Н. Страхов (Косица).
На деревянной лошадке гарцует М. П. Розенгейм („Заноза”), приплясывает с трещоткой в руках Ротчев („Ведомости СПб. городской полиции”), на виолончели играет зевающий редактор „Северной почты” — И. А. Гончаров, за ним на гобое заведующий политическим отделом „Северной почты” Илья Арсеньев и, наконец, в самом углу играет на барабане редактор „Русского инвалида” — Д. И. Романовский».
Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). 2-е изд. Т. 1. Выпуск 2. СПб., 1915. С. Х.
Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). 2-е изд. Т. 1. Выпуск 2. СПб., 1915. С. Х.
Визуальные вариации темы «журналистика как оркестр» нашли свое продолжение и позже. Вполне вероятно, что это связано с задачей, стоящей перед музыкальным коллективом (сыграть единое произведение), с присутствием фигуры руководителя (дирижера), с необходимостью многих персонажей, с удобством показа разных характеристик через разные музыкальные инструменты и пр.
В начале 1860-х гг. появилась карикатура «Концерт будущей музыки в пользу достаточных литераторов»; ее создание было связано с учреждением «Общества вспомоществования недостаточным литераторам и ученым» в 1859 г.

Литературное наследство. Т.1. М., 1931. С. 249.
Точное время создания сатирического рисунка неизвестно (не ранее 1859 г.); он был воспроизведен в «Литературном вестнике» 1902 г. (Т. IV. Книга 8) и продублирован в «Литературном наследстве» 1931 г. (Том 1. М., 1931. С. 249). Расшифровку персонажей приведу по «Литературному наследству».
«Рядом с дирижирующим скелетом изображена группа журнала „Искра”: ее редактор Курочкин, карикатурист Н. Степанов и откупщик-меценат Кокорев, субсидировавший издание. Внизу в правом углу: трубач Некрасов, сидящий верхом на козле с бутылкой шампанского, барабанщик Утин и фаготист Усов. Центральную группу образуют: певец Бенедиктов, скрипач М. М. Достоевский, тромбонист Панаев, контрабасист Писемский. Слева критики Зотов и Серов, вооруженные гусиными перьями. Над ними в окне кассы Тургенев, один из учредителей „Общества”. Рядом верхом на перьях поэты-переводчики Вейнберг (Гейне из Тамбова) и Ман».

Чудесны подписи: критики требуют билеты даром, Курочкин именуется «курочка-мазурочка», Усов характеризует сам себя: «С „Пчелой” тружусь публично без взяток один лично» и т. д.
Литературное наследство. Т. 1. М., 1931. С. 248.
«26 мая 1898 г. в России широко отмечалось 50-летие со дня смерти В. Г. Белинского, торжества прошли в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве, Харькове, Кишиневе, Саратове, Казани, Самаре, Ставрополе, Чембаре, Пензе, Новочеркасске, Тамбове, Батуми, Екатеринбурге, Томске и т. д.».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Глинский Б. Б. В. Г. Белинский и чествования его памяти. СПб., типография А. С. Суворина, 1898. С. 78.
Выставки, панихиды, лекции, заседания и публичные празднества прокатились по всей стране. В этом же году отмечалось 30-летие со дня смерти Д. И. Писарева, хотя и значительно скромнее по масштабам. Карикатура «Стрекозы» посвящена этим юбилеям: тени Белинского и Писарева наблюдают с облаков за оркестром русской журналистики, неумолчно поющим им дифирамбы.
Среди оркестрантов узнаваем поющий по нотам Суворин, но кто имеется в виду под дирижером и композитором Мадьяровым, мне неизвестно.

«Петербургским газетным оркестром» 1903 г. выступают семь издателей крупнейших столичных органов печати: А. В. Владимирский («Петербургский листок»), Н. С. Худеков («Петербургская газета»), В. В. Комаров («Свет»), Э. Э. Ухтомский («Санкт-Петербургские ведомости»), О. К. Нотович («Новости и Биржевая газета»), А. С. Суворин («Новое время»), А. Р. Кугель («Театр и искусство»). Не очень понятно, почему журнал Кугеля записали в газетный оркестр, но эта путаница, очевидно, связана с журналистской терминологической неопределенностью, процветающей в русской лексике вплоть до советской эпохи.

Калабановский Н. В царстве теней // Стрекоза. 1898. № 36. С. 7.
Петербургский газетный оркестр // Наше время. Приложение к Петербургской газете. 1903. № 6. С. 47.
Неслучайны позы: жестко полемизирующие друг с другом «Новости» и «Новое время» сталкиваются спинами издателей. Неслучайны инструменты: лучше всех слышна будет виолончель Суворина, хотя и комаровский барабан сложно не заметить (но ударные в оркестре редко ведут основную мелодию). Орган малой прессы «Петербургский листок» связан с простонародной балалайкой; сын известного балетного критика (и раньше издателя газеты) Сергея Худекова Николай играет на скрипке, и т. д.

Бои литераторов

Кроме темы оркестра, в сатирической графике относительно часто встречается мотив сражения — иногда по экономическим соображениям, иногда по идеологическим (хотя смело можно эти две, казалось бы, разные причины объединить в одну). Именно так представил современное состояние отечественной прессы Николай Иевлев в карикатурном приложении «Бой из-за подписчиков» к журналу «Заноза».
Заноза. 1863. Приложение к № 47. 8 декабря.
Средневековый турнир, рыцарские доспехи, закованные в броню кони, в глубине шатра — прекрасные дамы, наблюдающие за ходом поединка… В нижнем левом углу трубадур Александр Ротчев опирается на огромный щит «Ведомости СПб. городской полиции». Чуть выше — Петр Боборыкин пытается поднять упавшую лошадь «Библиотека для чтения» (журнал тогда находился на грани банкротства). На белой лошади, подняв забрало (верх благородства), в бой мчится Григорий Благосветлов («Русское слово»).
В верхнем левом углу сражаются издатели юмористических и сатирических журналов: Федор Стелловский («Оса»), Михаил Розенгейм («Заноза»), Василий Курочкин («Искра»). Рядом с ними на боевых конях возвышаются Альберт Старчевский («Сын Отечества») и Виктор Каппельман („Journal de Saint-Petersbourg”).
Посередине ристалища вздыбился прекрасный скакун с уздечкой «Современник». Коня оседлал Николай Некрасов, вскинув в замахе и меч, и булаву. Поэт грозен, ему нет равных в этом бою, но ради снижения пафоса художник Николай Иевлев не дал своему поэтическому тезке обуви, и закованный в латы Некрасов бос. Спиной к Некрасову бьются Михаил Катков («Московские ведомости») с Андреем Краевским («Голос»), причем поклонник классического образования, англоман Катков, как и Некрасов, неполно одет; во всяком случае, брюк у него не видно, а на ногах почему-то лапти. При этом лошадь Каткова на крупе несет тавро «К»; такая же буква в виде шор закрывает лошадиные глаза (явно аллюзия на однобокость взглядов убежденного уже консерватора Михаила Никифоровича).
В бой с Краевским пытается вмешаться Иван Аксаков («День»), замахивается против Каткова Дмитрий Романовский («Русский инвалид», хотя вряд ли газета военного министерства имела либеральный характер). В глубине смутно виден Валентин Корш с вымпелом «Санкт-Петербургских ведомостей». Иван Балабин (экономическая газета «Народное богатство») и Дмитрий Каменский (правительственная «Северная почта»), не участвуя в битве, стоят в стороне. Со штофом «Акциз» скачет Константин Трубников («Биржевые ведомости»). Внизу, на переднем плане, падает с лошади Павел Усов (жизнь «Северной пчелы» действительно клонится к закату).
Виктор Аскоченский, оседлав черного козла («Домашняя беседа»), лобызается с Владимиром Скарятиным («Весть»); оба издания славились консервативной направленностью. Вымпелы закрытых изданий («Время» братьев Достоевских, «Гудок» и «Русский мир» Гиероглифова и Стелловского, «Очерки» Амплия Очкина, «Век» Григория Елисеева) валяются на первом плане карикатуры уже без всадников-вымпелоносцев.
Ценность подобных карикатур заключается не столько в биографически точном изображении лиц, но прежде всего в корректном показе историко-журналистской экономической и политической расстановки сил. Неслучайно же пользующийся в это время мощной славой «Современник» Некрасова — в центре; консервативно настроенный «День» Аксакова — рядом с Катковым; обеспеченные государственным финансированием «Ведомости СПб. городской полиции» и «Северная почта» не бьются за подписчиков; и т. д.
«Конечно, перекосы наверняка есть, они должны быть связаны с позицией художника и публикующего карикатуры издания, но, несмотря на все погрешности, мы получаем более-менее точный взгляд современников».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Довольно часто почти невозможно расшифровать всех участников литературных сатирических сражений. Возьмем прекрасную карикатуру Рудольфа Жуковского «Промышленно-литературное акробатство. По случаю наступления 1865 года».
Заноза. 1864. № 45. 22 ноября. С. 440−441.
Из почти двух десятков издателей, желающих добыть деньги подписчиков, легко узнаются Николай Некрасов (подлетает к кругу с лирой за спиной), Андрей Краевский (лежит на первом плане с зажатым денежным мешочком), Михаил Катков (летит в левой части рисунка с характерной английской шапочкой) и Михаил Розенгейм (сидящий в нижнем левом углу с журналом «Заноза»).
«Можно предположить, что издатель, летящий в верхней правой части рисунка, у которого за спиной привязан дом с чертом на крыше, — это Альберт Старчевский, купивший еще в 1860 г. дом Огюста Монферрана».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Можно предположить, что дерущаяся пара в нижнем левом углу, к которой привязаны спички и будильник, — это Василий Курочкин и Николай Степанов, ушедший из курочкинской «Искры» и основавший «Будильник». Но тогда мы видим запечатленный длящийся конфликт, потому что журнал «Будильник» будет основан Степановым только с 1865 г., а эта карикатура опубликована в конце 1864 г. Но кто все остальные издатели, сражающиеся за благосклонность публики, я сказать не берусь.
Близка по хронологии карикатура Адриана Волкова «Новый год в журналистике», посвященная переходу «Отечественных записок» в руки Николая Некрасова.
Искра. 1868. № 1. 7 января. С. 5.
На одной стороне журнала видно изображение Краевского с цифрой «1839» (год взятия журнала в аренду у П. П. Свиньина), а на другой — Некрасов с указанием на 1868 г. Внутри разворота — скелет Виссариона Белинского, изумленный возвращением Некрасова в журнал, из которого они втроем с Иваном Панаевым ушли в конце 1845 г. «Московским громовержцем» назван идущий на журнал с пером наперевес Михаил Катков, закованный в латы казенных объявлений.
«Петербургским центавром изображен Владимир Скарятин („Весть”), воришкой с ножницами — Альберт Старчевский („Сын Отечества”), шутом на корточках — Виктор Аскоченский („Домашняя беседа”). За спиной Каткова собирается грозное войско; из персоналий узнаваемы Иван Аксаков („Москва”) и Михаил Погодин („Русский”)».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Карикатуристы выдавали желаемое за действительное. Например, в диптихе «Стрекозы» «возможным» является мирное сосуществование диких зверей и людей, а «невозможным» — побоище издателей.

Стрекоза. 1879. № 19. 9 мая. С. 4–5.

Газетными полосами сражаются Михаил Катков («Московские ведомости»), Андрей Краевский («Голос»), Алексей Суворин и Виктор Буренин («Новое время»), Василий Полетика («Молва»).
Литераторы, издатели, публицисты бились не только между собой; утверждать так — огульно обвинять наше печатное слово в повальном эгоизме и корыстолюбии. Интересы общества не всегда, но все-таки объединяли представителей разных политических группировок. Именно об этом карикатура Василия Порфирьева. Любители наживы вроде нечистоплотных банковских служащих, крупных железнодорожных акционеров, аптекарей, взвинчивающих расценки на лекарства, обороняются от дружного наступления периодики.
С помощью смеха и обличений нападают Михаил Салтыков-Щедрин («Отечественные записки»), Сергей Худеков («Петербургская газета»), Андрей Краевский («Голос»), Николай Лейкин («Осколки»); вдали плывут лодки «Страны», «Русского курьера» и др. Махинаторы обороняются обвинениями в диффамации, грозят кулаками, но ядра сатиры пробивают столь важные для общества бреши.

Битва русских с кабардинцами // Осколки. 1882. № 41. 9 октября. С. 1.
Битва русских с кабардинцами // Осколки. 1882. № 41. 9 октября. С. 1.

Собрания литераторов

Как любые представители корпораций, литераторы стремились собираться вместе. Раньше это происходило в салонах, позже на литературных обедах или вечерах. Самым нетипичным литературным собранием дореволюционной России стоит назвать постановку гоголевского «Ревизора» в пользу «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым» в 1860 г. в зале Руадзе. Об этом свидетельствуют не только мемуары, но и карикатура Николая Степанова «„Ревизор” в спектакле любителей».
«Ревизор» в спектакле любителей // Искра. 1860. № 17. 6 мая.
«Зрители с изумлением увидели (а позже и мы с помощью карикатуриста) Алексея Писемского в роли городничего и купцов (слева направо): Федора Кони, Аполлона Майкова, Ивана Гончарова, Дмитрия Григоровича, Ивана Тургенева (очень невысокого роста), Николая Некрасова, Ивана Панаева, Александра Дружинина, Андрея Краевского, Василия Курочкина, Владимира Бенедиктова. А вот почтмейстера (Достоевского) на карикатуре, к сожалению, нет».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Это был не единственный спектакль, сыгранный дореволюционными литераторами, и не единственное визуальное воплощение события. Например, в 1910 г. петербургскими работниками пера было поставлено два спектакля: чеховский «Иванов» и «Ласточка права» Н. Б. Северовой-Нордман; доказательство — атрибутированная фотография в «Огоньке». Но карикатура на спектакли с литераторами-актерами — явление уникальное.
Огонек. 1910. № 7. 13 февраля. С. 15.
Кроме театральных превращений, карикатуристы иногда весьма специфически представляли литературные «посиделки». Например, в «Сыне Отечества» 1861 г. очень вольно «объединили» издателей с разными политическими взглядами: убежденного крепостника Виктора Аскоченского (стоит с плеткой), начавших тяготеть к консервативному крылу Михаила Каткова («отечественный журналист», сидит развалившись) и Алексея Писемского («современный журналист», сидит рядом с Аскоченским), либерала Андрея Краевского (посередине), демократически настроенных Николая Некрасова («гуманный поэт-журналист», изображен в профиль) и Григория Елисеева («русский Ритчи», самый низкий по росту).
Журнальный митинг // Сын Отечества. 1861. № 27. 2 июля. С. 816.
«Но, если подоплека „Журнального митинга” понятна, в чем соль „Обеда тринадцати”, кроме намека на смерть одного из обедающих по старинной примете? Например, что за баран, которого собираются вкушать издатели? Это непонятно, зато относительно легко вычислить изображенных по названиям изданий, которые написаны у каждого на обеденном блюде».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Обед тринадцати // Гудок. 1862. № 42. 2 ноября. С. 336.
Еда и питье (особенно последнее) часто объединяли пишущий цех. Давно известны трактиры, кабаре и рестораны (от «Вены» до «Бродячей собаки»), где литературные застолья становились центром вселенной. Именно об этой традиции говорит карикатура Сергея Животовского. Вглядитесь не только в игру слов в заголовке и сам рисунок, но и в подпись, расшифровывающую состав присутствующих завсегдатаев ресторана «Вена».
Собрание академиков Венского отделения русского языка и изящной словесности // Огонек. 1911. № 2. 8 января. С. 1.
Поскромнее застолье на карикатуре Животовского «Литературные именины у критика Измайлова». Но и здесь можно понять, кто изображен. В центре — беллетрист Владимир Тихонов что-то увлеченно рассказывает, размахивая руками и опрокидывая угощение.
Сидят (слева направо): драматург Петр Невежин, журналист Михаил Гаккебуш, после Тихонова — с массивной белой бородой — литературный критик, автор очень интересных мемуаров Иероним Ясинский, сбоку справа — писатель Казимир Баранцевич. В дверях стоит именинник Александр Измайлов, рядом — публицист, сценарист и художественный критик Николай Брешко-Брешковский.

Огонек. 1910. № 39. 25 сентября. С. 10.
Часто собрания литераторов (с питьем или без) проходили под знаком дискуссий о животрепещущих вопросах, например о прогрессе. Посмотрите, как глубокомысленно, словами своих передовиц, рассуждают на карикатуре Николая Степанова издатели о том, что мы еще слишком молодой народ и не привыкли ни к свободе, ни к демократическим учреждениям… Конечно, Степанов откровенно издевался над изображаемыми Н. Писаревским, В. Аскоченским, П. Усовым, А. Краевским, В. Скарятиным, М. Достоевским, Н. Страховым, М. Катковым, Н. Павловым.

Искра. 1863. № 9. 8 марта. С. 125.
На рубеже веков подобные профессиональные дискуссии попытались институализировать в виде прежде всего писательских съездов. Их история довольно драматична, поэтому, возможно, связанных с ними карикатур немного, и часто они абстрактны (без вербального и визуального уточнения, кто изображен). Например, карикатура «К предстоящему съезду писателей».

Наше время. 1910. № 5. 28 января. С. 40.
Литературные сборища могли происходить, например, и в магазинах, где, по мнению карикатуристов, авторы могли прикупить героев для новых произведений. И здесь мастера печатного слова не обходились без моды на определенные сюжеты. Например, в 1906 г. «ходким товарцем» оказываются черти, что заметил Николай Ремизов.
Распродажа в аду рождественских героев // Петербургская газета. 1906. № 353. 25 декабря. С. 5.
«Толпятся в очереди (слева направо) драматурги, беллетристы, публицисты, художники: Петр Вейнберг, Петр Гнедич, Евгений Чириков, Максим Горький, Игнатий Потапенко, Леонид Андреев, Василий Немирович-Данченко, Николай Каразин. Черти для рождественских рассказов идут нарасхват; Потапенко и Каразин прихватили для нагнетания ужаса и по скелету».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Одним из самых известных коллективных изображений отечественных литераторов, публицистов и журналистов стало приложение к «Сатирикону» за 1914 г. «Салон ее светлости русской литературы». Николай Ремизов в шаржированном виде изобразил 37 персонажей. Полная расшифровка имен трудно находима; в основном приводится список из десятка наиболее известных персоналий. В книге Корнея Чуковского «Современники. Портреты и этюды», выпущенной в серии «Жизнь замечательных людей» в 1967 г., есть полный перечень изображенных лиц (очевидно, по подаренному Вячеславом Ивановым в 1957 г. плакату Ре-Ми), но некоторые приводимые имена вызывают серьезные сомнения в правильности опознавания.
Ремизов Н. В. Салон ее светлости русской литературы. Приложение к «Сатирикону». 1914.
В левом верхнем углу стоит критик Александр Измайлов, к которому на плечо склонился фельетонист и мемуарист Иероним Ясинский. Рядом в черных очках — беллетрист Петр Боборыкин. Чуть ниже Измайлова стоят популярные драматурги Игнатий Потапенко и Петр Невежин (в пенсне, с мясистым носом).
В левом нижнем углу поэт Сергей Городецкий чертит пером по полосе «Огонька». За его спиной прячется литературный критик и поэт, анархист и гуляка Георгий Чулков; за плечом Городецкого виден крохотный поэт и журналист, собутыльник Куприна Александр Рославлев. У левой колонны восседает пухлый беллетрист, специализирующийся на порнографических текстах, и киносценарист Анатолий Каменский, закусывающий булкой-плетенкой и сжимающий бутылку пива.
Обвиваясь узлом вокруг колонны, огромный Корней Чуковский держит на ладонях маленького Леонида Андреева, попутно венчая его лавровым венком. Чуть ниже за столом восседает Алексей Толстой; на столе в пачке балерины застыл издатель и критик, создавший среди прочего серьезную книгу о русском балете, Аким Волынский (Флексер). Под столом скорчился киносценарист, художественный критик и автор авантюрных романов Николай Брешко-Брешковский.
Неясна ситуация с Алексеем Ремизовым. По книге Чуковского, Ремизов предстает крохотным человечком в котелке, сюртуке, клетчатых брюках и белой манишке, с паттером (клюшкой для гольфа), идущим на цыпочках недалеко от Брешко-Брешковского.
Чуковский К. И. Современники. Портреты и этюды. Изд. 4-е. М., Молодая гвардия, 1967. Вклейка между с. 352–353.
Вахненко Е. Е. Литературная личность А. М. Ремизова в карикатурах, шаржах, пародиях современников (1906–1916) // Philological Class. 2019. № 4 (58). С. 177.
По архивным материалам Дома-музея Марины Цветаевой (Москва), Ремизов показан в виде мучающегося зубной болью человека с обвязанной щекой (составители книги Чуковского увидели в нем беллетриста Бориса Лазаревского). По мнению Екатерины Вахненко, Ремизов «однозначно изображен в образе черта, сидящим на левой ладони А. И. Куприна».
«В любом случае Александр Куприн легко узнаваем, держит ли он Ремизова или (как считали составители книги Чуковского) Скитальца. Александр Иванович стоит в центре картины в профиль, в мятом небрежном костюме, с покрасневшим (явно намек на хмельной образ жизни) лицом».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Рядом с Куприным видно лицо беллетриста со взъерошенными волосами и красной точкой носа Алексея Будищева. Рядом вполоборота сидит, держа в руках подсвечник с телефонной трубкой, журналист, драматург и театральный критик из «Нового времени» Юрий Беляев. Его руку стиснул массивный Влас Дорошевич.
Козлоногий Михаил Кузмин в образе сатира сжимает лиру. Лицом к нему повернулся Василий Немирович-Данченко (с белыми пышными усами, с зонтиком, планшетом и сумкой; из кармана торчит сложенный лист «Русского слова»).
Выше Куприна — Петров-Скиталец в расшитой рубахе играет на гуслях (в книге Чуковского утверждается, что это Михаил Кузмин). Рядом Аркадий Аверченко, улыбаясь, сжимает бутылку шампанского, а ему на ухо что-то шепчет «Сатирикон». Лицом к Аверченко повернулась Надежда Тэффи; мы видим лишь ее роскошную шляпу, часть подбородка и огромный бант пониже поясницы. Отталкиваясь от банта, летит небольшой Валерий Брюсов, сжимающий лиру. Рядом с Тэффи и спиной к зрителям стоит Осип Дымов (Перельман), писатель и драматург. Нам хорошо видны его лысеющая голова и красное ухо.
«В этом же блоке (прямо под лирой Брюсова) с окладистой белой бородой находится усмехающийся Владимир Короленко, к тому времени почти литературный патриарх. Чуть ниже, прорывая карту полушарий пером, пишет что-то на полосе „Биржевых ведомостей” Вячеслав Иванов».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
У правой колонны в черном костюме и пенсе, с лавровым венком подмышкой и лавровой веточкой на челе, стоит Федор Сологуб. В правом верхнем углу, засунув руки в карманы, опираясь на колонну, наблюдает за происходящим бритый Максим Горький. Рядом с Горьким летит черным ангелом величественный Константин Бальмонт с неизменным лавровым венком. На уровне колен Горького ощипанным петухом в пенсне пускает слюни Василий Розанов (с точки зрения составителей книги Чуковского, Зинаида Гиппиус); слюна капает на затылок увенчанного лавровой ветвью поэта Юргиса Балтрушайтиса.
В правом нижнем углу Дмитрий Мережковский (в шлепанцах и заштопанных носках) опирается на Дмитрия Философова. Шлепанцы у Мережковского неслучайны: он, по воспоминаниям Андрея Белого и Ирины Одоевцевой, дома ходил в синих войлочных туфлях.
«Салон ее светлости…» аукается с «Базаром ХХ века» Павла Щербова (1908), где из представителей газетно-журнального мира стоит указать на Сергея Дягилева (в образе кормилицы в сарафане, везущей в коляске Ф. Малявина), критиков Александра Бенуа (цимбалиста), Владимира Стасова (тромбониста в желтой рубахе), Николая Брешко-Брешковского (торговца курами), Александра Косоротова (шарманщика), публициста и художника Николая Каразина (торговца тканями с большой белой бородой) и др.
Щербов П. Базар ХХ века. 1908.
В 1916 г. Сергей Поляков набрасывает рисунок «Осип Мандельштам читает стихи в кабаре „Привал комедиантов”». Здесь запечатлены почти все звезды русской литературы начала ХХ в. Пока невозможно назвать присутствующих полностью, но почитатели Серебряного века пытаются указать всех поименно.
Поляков С. Осип Мандельштам читает стихи в кабаре «Привал комедиантов». 1916.
На сцене, вскинув голову и высоко подняв плечи, возвышается Осип Эмильевич.
В первом ряду с краю сидит высокий мужчина во фраке и с большой черной бабочкой — это режиссер Борис Пронин, один из основателей петербургских литературных кабаре.

Во втором ряду (второй с краю) слушает стихи, повернувшись к сцене вполоборота, Михаил Кузмин (его черные брови на две трети лица невозможно не заметить). В четвертом ряду хорошо виден массивный профиль Сергея Дягилева; через одного человека от него на краю ряда узнаваема Анна Ахматова. Рядом с ней, наклонившись в сторону сцены, сидит офицер Николай Гумилев.
Спиной к Ахматовой (и, соответственно, спиной к сцене) сидит Ольга Глебова-Судейкина, оживленно беседуя с Георгием Адамовичем и Владиславом Ходасевичем. Рядом за столом сидит Константин Бальмонт, скрестив руки перед собой. За его спиной — девушка в широкой клетчатой юбке — Паллада Богданова-Бельская, чуть дальше на заднем плане видна голова Николая Агнивцева с длинными черными волосами.
Полноватый мужчина в пенсне, изображенный в профиль за спиной Паллады, — Алексей Толстой. Высокий мужчина рядом с Бельской и Агнивцевым — Федор Шаляпин. Дальше в профиль виден Николай Клюев с черными как смоль волосами и бородой клинышком. Чуть ссутулившись, стоит Корней Чуковский (с прической, как у Чарли Чаплина) рядом с дамой, которая тоже отвернулась от сцены. Продолжая линию заднего ряда, дойдем до полной женщины в большой шляпе, закрывающей половину лица, — Надежды Тэффи. Обернувшись к ней, стоит Федор Сологуб. Чуть ниже от Тэффи — художник Юрий Юркун, его можно заметить по большому банту-бабочке.
«Есть много предположений по поводу других изображенных (называются Аким Волынский, Мариэтта Шагинян, Сергей Есенин, Зинаида Гиппиус и другие), но их лица трудно определить точно, т. к. рисунок местами нечеткий».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37

Танцы литераторов

Иногда литературные речи плавно перетекали в литературные танцы. Такие изображения стали появляться уже в начале ХХ в. и были связаны с модернистами. Например, С. Заборовский творчески переиначил картину В. Васнецова «Витязь на распутье».
Литературная классика представлена бюстами Ивана Тургенева, Льва Толстого, Антона Чехова. Между ними, извиваясь в немыслимых па, кружатся (слева направо): Сергей Городецкий, Алексей Ремизов, Валерий Брюсов, Леонид Андреев, Федор Сологуб, Александр Рославлев; сверху видны Александр Блок и Михаил Кузмин.

Литературное наследство. Том 92, книга 3. М.: Наука, 1982. С. 345.
Представляя модернистов, карикатуристы часто изображают сплетение тел и вакханалию танцев. Извиваясь, на фоне темного леса змеятся три прозрачные фигуры: Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Аким Волынский.
Развлечение. 1899. № 8. 22 февраля. С. 1.
Есть и более многочисленный по составу участников шарж «Пляска безумства», где восемь литераторов выделывают невообразимые движения. Михаил Арцыбашев открывает слева танцующий ряд. Под руку с ним пляшет Федор Сологуб, далее — трудноузнаваемый Александр Блок. Иван Рукавишников с неимоверно длинными ногами стиснут между Блоком и Осипом Дымовым. В вышитой рубахе, штанах и смазных сапогах притоптывает Сергей Городецкий. Завершают безумный ряд Валерий Брюсов и Константин Бальмонт. Коза на первом плане тоже неслучайна — это издевательская отсылка к одному из венецианских стихотворений Брюсова.

Искры. 1909. № 2. 10 января. С. 15.
«Но танцуют не только модернисты; в Серебряном веке танцует и литературное большинство, тем более в сатирическом воплощении. В 1910 г. в Петербурге прошел литературный бал „Сатирикона”. Николай Ремизов запечатлел это событие, а редакция „Огонька” любезно назвала троих изображенных на рисунке Ре-Ми: графа Алексея Толстого, Анатолия Каменского (в образе китайца) и Исидора Гуревича (в маске Гоголя)».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Огонек. 1910. № 9. 27 февраля. С. 10.

Разобщенные портреты литераторов

В уже упоминавшейся «Занозе» было опубликовано «Масленичное обозрение», построенное по принципу иконы. Посередине хорошо видны балаганы, карусели, катальные горы — все, что было доступно петербургскому обывателю на Сенатской площади в дни масленичных гуляний. По бокам помещены 22 клеймы с сатирическими портретами издателей или ведущих сотрудников газет и журналов.
Заноза 1864. № 9. 1 марта. С. 100–101.
Заноза 1864. № 9. 1 марта. С. 100−101.
Слева в верхнем ряду прячется за «Библиотекой для чтения» Петр Боборыкин, все проспал с «Днем» Иван Аксаков, закутался в полосы „Journal de Saint-Petersbourg” Виктор Каппельман. Неожиданно в образе масленичного зазывалы выступает Михаил Катков («Московские ведомости», «Русский вестник»); еще более непривычно видеть Николая Некрасова и Михаила Салтыкова-Щедрина в виде гасильников для свечей («Современник»). На руках приплясывает Григорий Благосветлов («Русское слово»), задумчиво смотрит дама в пышном кринолине и с кокошником «Ребус» (Алексей Бауман, «Иллюстрированная газета»).
«Левые средние клеймы показывают Николая Скворцова, роющегося в сундучке „Русских ведомостей”, едущего в коляске и держащего лапти на весу Ивана Балабина („Народное богатство”), качающего воду (намек на пустоту содержания) из колонки „СПб. ведомостей” Валентина Корша, стоящего на фоне биржи человека-афиши Константина Трубникова („Биржевые ведомости”)».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
В правых средних клеймах поет «Голосом» Андрей Краевский, страдает от зубной боли и от того, что «у меня нет дома», Павел Усов («Северная пчела»), пляшет марионеткой Федор Стелловский («Оса») и притворяется богом Хроносом Альберт Старчевский («Сын Отечества»). Нижний ряд слева открывается Василием Курочкиным, греющимся у самовара с «Искрой», затем скачет шут Виктор Аскоченский («Домашняя беседа»). Один из ведущих сотрудников «Эпохи» Николай Страхов трудится над текстами, а сверху торчит косичка, намекая на его псевдоним — Косица.
«Масленичный дед (дядя) — традиционный персонаж всех народных гуляний — с шутками-прибаутками завлекал зевак в балаганы. Может быть, в образе деда изображен издатель „Занозы” Михаил Розенгейм».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Дальше изображен черный клубок, под которым подразумевается Фридрих Клеменс Мейер фон Вальдек, издатель „St. Petersburgische Zeitung”. На карусельной лошадке мчится Владимир Скарятин («Весть»); Николай Шульгин изображает из себя «Якорь». Шутливый плакат прикладывался к выпуску «Занозы» и, скорее всего, использовался подписчиками для украшения жилища, как это часто делали в России низшие и даже средние слои читательской аудитории.
Еще больше разобщены лица Серебряного века в ребусе-шараде Мстислава Добужинского «Ночной сторож», который был напечатан в детской книге «Ёлка», вышедшей в Петрограде в 1918 г. Слово «сторож» было буквально составлено из ста лиц литераторов, драматургов, режиссеров, критиков, издателей, журналистов, певцов, художников и других известных общественных деятелей.

Первоначальная (очень небольшая) расшифровка имен изображенных есть в статье Корнея Чуковского. Колоссальный труд по определению, кого же нарисовал Добужинский, проделал Александр Лейзерович. Несмотря на его усилия, названы не все люди, но решение каждой визуальной загадки очень важно.

«Ночной сторож» / Ёлка. Издательство Парус. 1918.
Об одной забытой детской книге // Детская литература. 1940. № 1-2. С. 60–62.
Сто рож Серебряного века // Семь искусств. 2012. № 3 (28). Март.
«Итак: счет рядов поведем сверху, отсчет в каждом ряду — слева. Для уменьшения объема текста не станем расписывать, кто есть кто в обществе той поры, сейчас важнее назвать всех поименно».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Первый ряд: первый слева — Зиновий Гржебин, пятый слева — Максим Горький. Лицом к нему (шестой слева) — Корней Чуковский. Замыкает ряд Александр Бенуа.
Второй ряд: третий слева — возможно, Дмитрий Мережковский. Тогда тем более возможно, что вторая слева, повернувшаяся затылком к нему, — Зинаида Гиппиус. Рядом с предполагаемым Мережковским находится не менее предполагаемый (четвертый слева) Андрей Белый (Борис Бугаев). Девятый слева — это, вероятно, Иван Билибин, а последний в ряду — Всеволод Мейерхольд.
Третий ряд: первый слева — Вячеслав Иванов, шестой слева — Федор Шаляпин, рядом ним (седьмой слева) — Игорь Грабарь. Дама, едва ли не щекочущая Грабаря хвостиком на затылке, — Надежда Тэффи (восьмая слева).
Четвертый ряд: первый слева — Алексей Ремизов, пятый слева — Николай Евреинов; он повернулся затылком к Константину Станиславскому (шестому слева). Девятый слева — это, возможно, Михаил Кузмин.
Пятый ряд: пятый слева — Аким Волынский (Флексер). Восьмой слева — Константин Бальмонт, он смотрит в упор на Алексея Толстого, курящего трубку (девятый слева).
Шестой ряд: второй слева — Валерий Брюсов, а шестой слева — это, может быть, Владислав Ходасевич.
Седьмой ряд: седьмой слева — Аркадий Аверченко, последний в ряду — Александр Серафимович.
Восьмой ряд: первый слева — Александр Керенский, на него в профиль смотрит Поликсена Соловьева (вторая слева).
Девятый ряд: шестая слева — Анна Остроумова-Лебедева, седьмой слева — Александр Измайлов (или Александр Амфитеатров). Восьмой слева — Федор Сологуб.
Десятый ряд: второй слева — Саша Черный (Гликберг), третий слева — Аркадий Бухов, четвертый слева — Николай Гумилев, восьмой слева — Евгений Венский. Последним (десятым слева, наискосок) идет сам Мстислав Добужинский.
«Традиции сатирического коллективного изображения литераторов перешли и в советскую журналистику, но это уже предмет для другого курса».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
Провинциальный журналист в карикатуре
Список иллюстраций к видео:
  • «Заноза», 1860-е гг.
  • «Искра». 1860. № 39, 7 октября. С. 417.
  • «Искра». 1863. № 14, 19 апреля. С. 201.
  • «Будильник».1902. № 50. 25 декабря. С. 16.
  • «Осы». Томск. 1906. № 11. 14 апреля. С. 3.
  • «Ерш». Томск. 1906. № 7. 11 июля. С. 7.
  • «Бубенцы»: Сатирико-карикатурный отдел «Сибирских отголосков». Томск. [1907?] [без года и даты выхода]№ 24. С. 3.
  • «Бубенцы»: Сатирико-карикатурный отдел «Сибирских отголосков». Томск. [1907?] [без года и даты выхода] № 36. С. 8.
  • «Ерш». Томск. 1906. № 12. 24августа. С. 4.
  • «Осы». Томск. 1906. № 2. 13января. С. 8.
  • «Осы». Томск. 1906. № 9. 18марта. С. 3.
  • «Силуэты Сибири». Томск. 1910 № 1. 8 января. С.7
  • «Силуэты Сибири». Томск. 1910. № 15. 15 апреля. С. 3.
  • «Бубенцы»: Сатирико-карикатурный отдел «Сибирских отголосков». Томск. [1906?] [без года и даты выхода] № 1. С. 3.
Жилякова Наталия Вениаминовна
Доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой теории и практики журналистики факультета журналистики Томского государственного университета
Иллюстрации предоставлены автором и экспертом.
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK
Made on
Tilda