лИТЕРАТУРНЫЕ И ЖУРНАЛИСТСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В КАРИКАТУРЕ

Поделиться в соцсетях
Русский классик в карикатуре
Среди бескрайнего моря литературных карикатур отберем сначала те (по сравнению с остальными немногочисленные) иллюстрации, где изображаются писатели далекого XVIII столетия.
«Таких сатирических рисунков действительно немного; чаще по литераторам ушедшей эпохи публиковались торжественные коллажи с классическими портретами и изредка рисунками героев их произведений».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Патетический визуальный тон нарушался редко. Например, в ироническом обзоре двухсотлетия Петербурга В. К. Тредиаковский, называемый «прадедушкой наших декадентов», был посажен художником на охтенскую корову вместо Пегаса; и его же избивали палкой «первые литературные критики». Так художник намекнул на действительно происходившие события физического унижения поэта кабинет-министром А. П. Волынским.

Колобов Н. Краткое обозрение Петербурга за 200 лет // Осколки. 1903. № 20. 17 мая. С. 2.
Колобов Н. Краткое обозрение Петербурга за 200 лет // Осколки. 1903. № 20. 17 мая. С. 2.
В этом же комиксе большим любителем пива был изображен М. В. Ломоносов, который, с точки зрения карикатуриста, именно поэтому написал оду о пользе стекла. Приличней показан Михаил Ломоносов к его собственному юбилею, в отличие от современной поэзии: почтенный пиит в ужасе шарахается от полуголой танцовщицы.

Литературный календарь // Осколки. 1911. № 43. 22 октября. С. 2.
Литературный календарь // Осколки. 1911. № 43. 22 октября. С. 2.
Часто писателей прошлого вспоминают опосредованно, лишь цитируя их строки. Так, два рыболова, приводя ломоносовские строчки «Ты можешь ли Левиафана / На уде вытянуть на брег?», глубокомысленно заключают: «Да, он был великий писатель!».
Барон Фанфарон. Рыболовы // Шут. 1883. № 40. 1 октября. С. 4.
Барон Фанфарон. Рыболовы // Шут. 1883. № 40. 1 октября. С. 4.
«Бывает и так, что крылатые выражения не связаны напрямую с их создателями, но образованный читатель сам догадается об авторстве».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Часто такие намеки образуют иронический подтекст, как, например, на рисунке 1907 г., где на спину тощего гимназиста уселся взрослый мужчина, заставляющий ребенка себя везти. Подпись лаконична: «Гром победы, раздавайся». И это отсылает нас к державинским строкам «Гром победы, раздавайся, / Веселися, храбрый Росс», ставшим русским неофициальным гимном.
Наши педагоги // Адская бомба. 1907. № 1. С. 8.
Наши педагоги // Адская бомба. 1907. № 1. С. 8.
Листая старые журналы, мы можем увидеть крупнейшего русского просветителя XVIII столетия Н. И. Новикова в цепях в момент ареста и закрытия его типографии. Николай Ремизов явно «сгустил» пространственные слои: Николай Новиков физически не мог присутствовать во время ареста при закрытии типографии, но его портретное сходство выражено почти полностью.
Ре-Ми (Н. В. Ремизов). К открытию памятника в Москве первому русскому книгопечатнику // Серый волк. 1907. № 16. 21 октября. С. 8.
иВАН АНДРЕЕВИЧ кРЫЛОВ
Из писателей XVIII в. в сатирической графике часто встречается И. А. Крылов, но художники не смеются над ним (хотя, казалось бы, тучность баснописца и бесчисленные рассказы про его аппетит подавали множество поводов для этого). Нет, тенденция уважительного отношения к прошедшей эпохе сохраняется и здесь. Наверняка с личностью Ивана Крылова связано много неопубликованных сатирических рисунков в рукописных альбомах, как, например, шарж А. О. Орловского 1813 г., но это выяснить довольно сложно.

Орловский А. О. Шарж на И. А. Крылова. 1813.
В периодике слегка шаржированным выглядит рисунок С. И. Эрбера, где Крылов прогуливается по Невскому проспекту и своим массивным профилем «разбивает» неприятную встречу Пушкина и Булгарина. Подборка анекдотов про Крылова визуализировалась намеками на его прожорливость, неряшество и рассеянность.
Эрбер С. Невский проспект в эпоху Пушкина // Шут. 1897. № 6. 8 февраля. С. 8.
Эрбер С. Невский проспект в эпоху Пушкина // Шут. 1897. № 6. 8 февраля. С. 8.
Анекдоты всех времен и народов. 1906. № 1. С. 1.
Но чаще всего Иван Крылов изображался в виде «дедушки Крылова» — памятника писателю в Летнем саду Санкт-Петербурга. Один из первых памятников русскому литератору был создан скульптором П. К. Клодтом, и почти сразу после открытия появляются карикатуры с ним. Посетители сада размышляют, глядя на памятник: «Ведь экая голова был этот Крылов: писал только о зверях, а из зверей выходили у него люди».
Рыпинский М. У памятника Крылову // Искра. 1863. № 41. 25 октября. С. 576.
Дочка показывает отцу на скульптуру, в связи с чем отец начинает размышлять об упадке литературы: «Подумаешь, какие люди бывали в старину: теперь народ совсем измельчал… Вот хоть дедушка Крылов, какой знаменитый человек, с каким тузами был знаком, а вот из его внуков никто не принят в нашем обществе, совсем нет теперь талантов».
Папа, а вот и дедушка Крылов // Иллюстрированная газета. 1868. № 26. 4 июля. С. 16.
Рыпинский М. У памятника Крылову // Искра. 1863. № 41. 25 октября. С. 576.
Папа, а вот и дедушка Крылов // Иллюстрированная газета. 1868. № 26. 4 июля. С. 16.
От социальной заостренности карикатур, где подчеркивалась извечная мысль «раньше было лучше», художники переходили к уличным сценам рядом с памятником. Но и здесь появлялся намек на общественные проблемы: то няньки, прежде чем разрешить играть детям, выясняли положение семей: «А ваш папенька кто каков?», то подростки слепо копировали взрослых:
«Вы, Маничка, так хороши».
Заноза. 1863. № 35. 15 сент. С. 318.
Стрекоза. 1885. № 27. 7 июля. С. 4.
Заноза. 1863. № 35. 15 сент. С. 318.
Стрекоза. 1885. № 27. 7 июля. С. 4.
«Больше всего же в карикатурах встречается обыгрывание крылатых крыловских фраз, но об этом есть смысл поговорить в разделе пародии».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Александр Иванович ТУРГЕНЕВ
Много литературных карикатур сохранилось в архивах и музейных фондах, т. е. широкому зрителю они становятся доступными только после публикаций. Не всегда можно понять и год создания сатирического рисунка даже после появления его в печати. Например, взглянем на «русского француза» А. И. Тургенева, долгие годы жившего в Париже, т. к. с 1834 г. он был определен для поиска в иностранных архивах информации, касающейся российской истории, автора «Хроники русского», публиковавшейся в пушкинском «Современнике», «Московском наблюдателе» и «Москвитянине».
«Живописные портреты его известны (кисти П. Соколова, М. Теребенева, К. Брюллова), но с карикатурами все сложнее. Учитывая широчайший круг его общения, можно не сомневаться, что сатирическая графика, посвященная ему, существовала во множестве домашних альбомов, но нам с вами она неизвестна».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Зато есть опубликованный сатирический рисунок, где Александр Тургенев едет с друзьями в повозке, влекомой голубем. То ли компания так легковесна, то ли чувства так эфемерны, что маленькая птичка везет четверых? Но дело даже не в этом, а в том, что время появления карикатуры непонятно: опубликована она в 1914 г., спустя многие десятилетия после смерти Тургенева. И таких загадок в мире сатирической графики пруд пруди.

Карикатура на А. И. Тургенева // Русский библиофил. 1914. № 2. С. 27.
дмитрий васильевич григорович
Одни из самых ранних опубликованных карикатур на русских писателей XIX в. связаны с именем М. Л. Неваховича. В знаменитом «Ералаше» издатель-карикатурист изобразил, например, юного Дмитрия Григоровича, читающего взахлеб повесть, сделавшую его знаменитым: «Антон-Горемыка». Но читатели на рисунке не оценили творческий порыв и увлеченно захрапели — все, включая собаку.
Невахович М. Морфей разных углов // Ералаш.  847.
Тетрадь 3. Лист XI.
Григоровичу в «Ералаше» посвящено еще два рисунка: то он роется в отбросах, отыскивая жемчужное зерно для повести (аллюзия к басне Крылова), то излишне усердно ухаживает за деревенской бабой, пугая ее и разъяряя мужиков.

Литератор натуральной школы // Ералаш. 1847. Лист V.
Литератор натуральной школы изучает не совсем удачно нравы и сердце Акулины в деревне // Ералаш. 1847. Лист X.
«Не обошлось, конечно, без насмешек со стороны ненавистников реального направления литературы; в „Ералаше” я был изображен в виде франта, роющегося в навозной куче».
Григорович Д. В., русский писатель
Григорович Д. В. Литературные воспоминания. М., 1987. С. 92−93.
Как справедливо замечает современный исследователь:
В обоих случаях «наблюдатель» терпит неудачу: мизансцены запечатлевают столкновение светского и народного, франтовского и крестьянского, мужского и женского с водевильной отчетливостью.
Козлов А. Е. Литератор натуральной школы в карикатурах и фельетонах (к исследованию репутации Д. В. Григоровича) // Коммуникативная культура: история и современность. Материалы XI Междунар. науч.-практ. конференции 29 октября 2021 г.: в 2-х ч. Часть 1. Новосибирск, 2021. С. 48.
Конечно, рисунки, изображающие Григоровича в более степенном возрасте и положении, ушли от мусорных куч. В 1890 г. это маститый старец, сидящий рядом с огромными томами своих произведений, который «одинаково свободно владеет и мягким стилем чувства, и жестким бичом сатиры».

Наши знаменитости и деятели. Д. В. Григорович // Будильник. 1890. № 43. 4 ноября. С. 1.
Наши знаменитости и деятели. Д.В. Григорович // Будильник. 1890. № 43. 4 ноября. С. 1.
В 1893 г. — это «славный рыбак-беллетрист, вылавливающий 50 лет своих героев из житейского моря». В 1897 г. — денди, убежденный, что земля держится на двух китах — литературе и искусстве.
Лилин Р. М. Один из последних могикан беллетристики 40-х годов (к 50-летнему юбилею) // Будильник. 1893. № 43. 31 октября. С. 1.
Портретная галерея. Д. В. Григорович // Шут. 1897. № 12. 22 марта. С. 4.
Лилин Р. М. Один из последних могикан беллетристики 40-х годов (к 50-летнему юбилею) // Будильник. 1893. № 43. 31 октября. С. 1.
Портретная галерея. Д. В. Григорович // Шут. 1897. № 12. 22 марта. С. 4.
Николай васильевич гоголь
«Царем русского смеха» называли и Константина Варламова, русского актера, и Николая Гоголя. Литературного «царя смеха» карикатуристы вспоминали не так часто, как хотелось бы. Может быть, это связано с трагичностью сатиры Гоголя? Его лицо было выбрано редакцией юмористического журнала «Заноза» 1860-х гг. для центральной композиции в «шапке». Периодически обыгрывался памятник Гоголю: то писатель саркастически «благодарит» сограждан за память в виде тыканья пальцев в него, то шепчет Льву Толстому, намекая на художественную невыразительность монументов: «Погоди, Лев Николаевич, и тебя так же оскандалят». Юбилей писателя, как все «датские» события, породил, как смеялась «Стрекоза», «чепуху, белиберду, сапоги всмятку».
Будильник. 1902. № 8. 24 февраля.
Раннее утро. 1909. № 205. 6 сентября. С. 3.
Заноза. 1864. № 31. 16 августа.
Обозрение 1902 года // Стрекоза. 1903. № 1. 5 января. С. 5.
Заноза. 1864. № 31. 16 августа.
Толстой в Москве // Будильник. 1902. № 8. 24 февраля.
Очень интересным представляется шестичастный комикс из жизни Гоголя, где сатирик не вписывается в непонятные для него современные рамки: встречи со взяточником-чиновником, грубым будочником, наивным помещиком и бестактной дамой. И карикатурой не столько на Гоголя, сколько на окружающее его общество выглядит реакция писателя и зрителей на постановку «Ревизора».
Чужим чувствует себя Гоголь в революционные годы, когда мимо него с посвистом пролетают вооруженные казаки, граф С. Ю. Витте везет Россию в калоше, запряженной черепахами, а на заднем фоне видна демонстрация, разгоняемая нагайками. «Русь, куда несешься ты?» — спрашивает Гоголь на рисунке П. И. Ассатурова.
Из жизни Гоголя. Нигде не напечатанные эпизоды из его биографии // Осколки. 1902.№ 8. 23февраля. С. 8.
Тройка // Свободный смех. 1905. № 2. 9 декабря.
Тройка // Свободный смех. 1905. № 2. 9 декабря.
Александр сергеевич грибоедов
Очевидно, сатириков карикатуристы любили. Александр Грибоедов даже в карикатурах представлен свободомыслящим человеком. Обыгрывая анекдот по поводу шума в театре, вызванного неумеренными аплодисментами А. С. Грибоедова и А. А. Алябьева, художник изображает драматурга подшучивающим над полицмейстером.
Грибоедов и полицмейстер // Анекдоты всех времен и народов. 1906. № 1. С. 1.
Грибоедов же, разговаривая с Чацким, смеется: «Было горе от ума, теперь будет горе от Иванова» (речь идет про русского композитора М. М. Иванова, переделавшего комедию в оперу).

В царстве теней // Осколки. 1904. № 23. 5 июня. С. 2.
В царстве теней // Осколки. 1904. № 23. 5 июня. С. 2.

Михаил Евграфович

Салтыков-Щедрин

Не менее интересно показан и Михаил Салтыков-Щедрин со сломанным и испачканным пером, сжимающий том «Губернских очерков» или стоящий на углу Литейной и Бассейной улиц с зажженной свечой (отсылка к поискам человека Диогеном).
Любовников С. Обвиняют меня в неряшливости… // Маляр. 1873. № 45. 18 ноября. С. 1.
Калхас. Современному сатирику // Шут. 1882. № 17. С. 4.
Иногда, кстати, карикатуристы переворачивали с ног на голову информационные поводы. Так, в сатирическом рисунке, запечатлевшем 50-летний юбилей врача С. П. Боткина, центральной фигурой оказывается… Щедрин! Ему профессор И. М. Сеченов докладывает, что «он великий общественный диагност».
Врачебная терминология, использованная в качестве языковой игры, лишь подчеркивает довольно формальную привязку к юбилею медика.

М. С. Боткинский юбилей // Добряк. 1882. № 19. С. 1.
М. С. Боткинский юбилей // Добряк. 1882. № 19. С. 1.

Александр николаевич Островский

Драматурга Александра Островского вспоминали по разным поводам: то в связи с сочинением новой пьесы, то в связи с новой постановкой.
Порфирьев В. И. А. Н. Островский. По поводу его новой пьесы «Без вины виноватые» // Осколки. 1884. № 5. 4 февраля. С. 1.
Языков. Островский на нашей «образцовой» сцене // Шут. 1902. № 2. 12 января. С. 10.

Юбилейные шаржи

Довольно часто литературные шаржи появлялись в связи с юбилеями; рисунки не были язвительными, наоборот, подчеркивали благообразную внешность юбиляров и их заслуги перед отечественной культурой.

Далькевич М. М. Поэт Аполлон Николаевич Майков. К 50-летнему юбилею // Осколки. 1888. № 18. 30 апреля. С. 1.
Иногда выбор карикатуриста объяснялся личным знакомством с портретируемым. Так, писателя и цензора Ивана Гончарова основоположник русской массовой карикатуры Николай Степанов изобразил рядом с собой в сложном процессе выбора: разрешить или нет карикатуру на самого себя. Степанов часто рисовал литераторов, имена которых сегодня не слишком много говорят массовому читателю. Например, Александра Дружинина, Николая Шербину.
Степанов Н. А. День-деньской я на солнце лежу // Исторический вестник. 1891. Т. 43. № 2. С. 767.
Степанов Н. А. Да ведь это моя карикатура! // Исторический вестник. 1891. Т. 43. № 2. С. 765.
Степанов Н. А. Рекомендуется вновь открытая библиотека для чтения // Исторический вестник. 1891. Т. 43. № 2. С. 766.

нарушение этических норм

Иногда юмористические журналы преступают этические нормы в погоне за удачной, как им кажется, шуткой. Так, Михаил Лермонтов показан в виде скелета, беседующего по телефону с репортером, выясняющим подлинный облик царицы Тамары.
Недельные наброски // Шут. 1898. № 7. 14 февраля. С. 14.
«Не скелет, конечно, является нарушением этических норм, а мысль изобразить разговор с умершим в виде таких физиологических подробностей. Хотя скелеты встречаются и в других карикатурах. Например, когда Виссарион Белинский ужасается идее перехода „Отечественных записок” от Андрея Краевского к Николаю Некрасову».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Волков А. М., Фрейнд. Новый год в журналистике // Искра. 1868. № 1.
Нарушением этических норм смело можно считать и шаржи «Сатирикона», визуализирующие обличительную проповедь в Витебске епископа Серафима: Виссарион Белинский увлекался картами, Федор Решетников пил, Иван Тургенев любил Полину Виардо, Лев Толстой был скрягой… Не будем оценивать справедливость и/или несправедливость проповеди, просто взглянем на хрестоматийные для нас образы непривычным взглядом сатириконцев.

Епископ Серафим о литераторах // Сатирикон. 1909. № 15. С. 5

редкие герои карикатур

Некоторые писатели совсем редко вдохновляли карикатуристов на творчество (наверняка это было связано и с популярностью литератора, и с предпочтениями редакций). Нечасто в сатирической графике можно увидеть А. Ф. Писемского, который то сбрасывает своих героев в антинигилистический роман «Взбаламученное море», то радует читателей тем, что не сказал ни слова про себя.
Один из авторов // Оса. 1863. № 6. 6 июня. С. 4.
Канаев А. В каком месте «Взбаламученного моря»… // Искра. 1863. № 47. 6 декабря. С. 697.
Еще реже можно увидеть «писателей-деревенщиков», выражаясь языком уже ХХ столетия: В. А. Слепцова, А. И. Левитова, П. И. Якушкина, С. В. Максимова, С. Н. Южакова… Писатели народнического толка изображены «Искрой» в виде калик перехожих, странников, каждый из которых держит на посохе собственное произведение, подписанное фамилией автора. Традиционное русское доброе отношение к странникам и богомольцам позволяет и здесь, в несколько ущербном изображении писателей, увидеть выраженное художником сочувствие их идеям.

Калики перехожие // Искра. 1864. № 9. 10 марта. С. 141.
Близок по воззрениям к изображенным и Н. Г. Помяловский, певец бурсы — духовного училища, служащего подготовительным классом для духовной семинарии. Жестокие обычаи бурсы, прожитые и описанные Помяловским, дали повод карикатуристу «Сибирской нови» провести параллели с современным школьным образованием, от которого Помяловский убегает стремглав: «Я пришел из-за могилы / видеть мир без бурсы милой… / Боже, милуй грешных нас: / Это хуже во сто раз!».

М. Ч-х. Помяловский // Сибирская новь. 1910. № 3. 30 января. С. 107–108.
М. Ч-х. Помяловский // Сибирская новь. 1910. № 3. 30 января. С. 107–108.

Антон павлович чехов

Но странно, что и Антон Чехов не так уж часто попадался на карандаш карикатуриста. Казалось бы, известность писателя должна была подтолкнуть к резкому увеличению числа сатирических рисунков, заглядывающих в его внутренний мир или хотя бы пытающихся это делать. Играя пропорциями роста, художник «Развлечения» показал Чехова значительно меньше Леонида Андреева, а художник «Шута», отмечая юбилей Владимира Короленко, идентично поступил с Чеховым по отношению к юбиляру.
Из альбома карикатур // Развлечение. 1903. № 6. С. 11.
А. Р. В. Г. Короленко // Шут. 1903. № 46. 15 ноября. С. 2.
Хорошо известны рисунки «Осколков», где Антон Павлович то со своим героем Ивановым не знает, какую дорогу выбрать, то летит на чайке, в которую палят безжалостные критики. Иногда Чехов демонстрирует знакомство с техническими новинками, но, даже не приводя все найденные изображения, можно все-таки думать, что карикатуристы не слишком много изображали его.
Амалатбеков Н. Н. На «Чайку» // Осколки. 1896. № 43. 26 октября. С. 1.
Стрекоза. 1903. 25 мая. № 21. С. 2.
Далькевич М. М. Ан. П. Чехов // Осколки. 1889. № 45. 4 ноября. С. 1.
«Это, конечно, не все сатирические рисунки на классиков русской литературы, но ведь, как говорил когда-то Козьма Прутков, нельзя объять необъятное… Кстати, а на него тоже ведь были карикатуры, хотя все их точно не перечислишь!»
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Лабуц А. А. Козьма Прутков // Стрекоза. 1900. № 10. 5 марта. С. 1.
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK
Made on
Tilda