цензура
в карикатуре
Политические направления в карикатуре
«Политики» в сатирической графике было много. Особенно внешней, потому что смеяться на международные темы в русской журналистике было несопоставимо безопасней, чем обсуждать внутренние проблемы. Кстати, периодически само слово «политика» трактовалось в карикатурах именно как статьи на международные темы. Иногда слово «политика» выступало синонимом словосочетаний «редакционная тактика», «хитрые ходы» — именно об этом идет речь в рисунке, посвященном Константину Трубникову, издателю первых «Биржевых ведомостей» и недолгое время издававшему «Новое время».

Будильник. 1868. № 47. 6 декабря. С. 470.
Голиков А. Г., Рыбачёнок И. С. Смех — дело серьезное. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.еков в политической карикатуре. М., 2010; Филиппова Т. А. «Враг с Востока». Образы и риторика вражды в русской сатирической журналистике начала ХХ века. М., 2012; Кочукова О. В., Кочуков С. А. Смех как оружие. Русско-турецкая война 1877−1878 годов в российской и европейской сатирической печати. М., 2022.
Бывали и карикатурные разборы внутренней политики. Конечно, процентов на 90 это происходило в революционные времена. Революционную сатиру мы с вами трогать почти не будем, потому что этой теме надо посвящать не один лонгрид, а целый курс или полное собрание сочинений. Есть карикатуры, просто намекающие на «направление», без уточнений, какое именно. Чаще всего такие намеки касаются прессы в целом, мол, она с особенностями, мыслями, идеями. Еще чаще подобные сатирические рисунки встречаются в подписной сезон, когда желанного подписчика надо чем-то заманить. Иногда же карикатуристы смеялись над газетным самовосхвалением твердости своих убеждений. Особо опасны (для самих художников и их редакций) были карикатуры, где подчеркивалась издательская неподкупность.

Маляр. 1875. № 4. 26 января. С. 3.
Будильник. 1892. № 39. 4 октября. С. 1.
Будильник. 1892. № 39. 4 октября. С. 1.
Шут. 1883. № 15. 9 апреля. С. 6.
Шут. 1883. № 15. 9 апреля. С. 6.
Искра. 1863. № 4. 25 января. С. 46.
Искра. 1863. № 4. 25 января. С. 46.
Стоит обратить внимание на сатирические рисунки, демонстрирующие абстрактные идеи. Визуализацию высоких гражданских идеалов и мировоззренческих установок в массовой карикатуре сложно представить, но художники справлялись и с этими задачами. Посмотрите на устоявшиеся штампы: как правило, сторонники честности и правды молоды, горячи, красивы и серьезны; их противники скрючены, жалки и немощны, что в антропоморфном, что в зооморфном видах.
Пчелка. 1884. № 4. С. 1.
Пчелка. 1884. № 4. С. 1.
Будильник. 1892. № 4. 26 января. С. 1.
Будильник. 1892. № 4. 26 января. С. 1.
Осколки. 1884. № 7. 18 февраля. С. 1.
Осколки. 1884. № 7. 18 февраля. С. 1.
А еще противники убеждений обычно очень меркантильны, легковесны и настроены подлаживаться под вкусы толпы. И это хорошо заметно по карикатурам.
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Есть карикатуры, задолго до Манифеста 17 октября 1905 г. намекавшие на существование политических партий в России. Это не совсем корректно; первые наши партии появились нелегально на рубеже веков, а легальные — только в годы Первой русской революции. Но кто же мог заставить карикатуристов соответствовать исторической правде, тем более когда речь шла не только о политических партиях?
Будильник. 1906. № 10. 19 марта. С. 8.
Маляр. 1873. № 2. 14 января.
Но иногда современникам и без уточнений было понятно, о каких политических взглядах шла речь. В цикле «Сны нашей прессы» спящий герой прикрывался, как одеялом, газетными полосами «Московских ведомостей» и «Гражданина», апологетов консерватизма; ирония же заключалась в подписи: «Сон прессы докладывающего направления». Но нам необходимо понимать, что такие оскорбительные ярлыки навешивались не потому, что перечисленные издания обязательно использовали донос как способ борьбы с неугодными, а из-за неприятия редакцией и/или карикатуристом политических взглядов этих газет.

Маляр. 1876. № 34. 5 сентября. С. 2.
Маляр. 1876. № 34. 5 сентября. С. 2.
Давайте посмотрим, как отражались в газетно-журнальных карикатурах политические оттенки изданий, издателей и журналистов. XIX в. — это время размежевания по трем направлениям (консерваторы, либералы, демократы). В начале ХХ в. те же направления раздробились на множество политических партий в русле идентичных политических взглядов (монархисты, либералы, социалисты).
Русь. 1907. № 6. С. 102.

Консерваторы

Для начала взглянем на те сатирические рисунки, где обыгрывается не совсем понятный для массового читателя термин, причем неопределенность политического самоопределения касается даже сословных верхов. Кстати, здесь же есть смысл показать карикатуру, где подчеркивается шаткость политического кредо периодики: сегодня одно, завтра совсем противоположное…
Неугасшие искры. Альбом карикатур и поучительных рисунков. СПб., 1864. Репринт. М., 2014. С. 81.
Искра. 1864. № 13. 7 апреля. С. 203.
Иногда дается самая примитивная трактовка (консерватор приготовляет консервы), хотя функция сохранения чего-либо схвачена верна.
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Порой карикатуристы позволяют себе опасные шуточки, чье опубликование, пожалуй, можно объяснить лишь недосмотром цензуры (консерватор = отсталый человек).
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Часто встречаются карикатуры, посвященные периодике консервативной направленности, без акцентации на личности издателей. Например, «Будильник» смеется над газетой «Весть», выступающей за интересы русских собственников (и не только крупных землевладельцев, как утверждается в подписи).

Будильник. 1867. № 15. 28 апреля. С. 134
Периодически появляется образ В. И. Аскоченского, издателя консервативно-православного журнала «Домашняя беседа».
Гудок. 1862. № 40. 19 октября. С. 320.
Гудок. 1862. № 40. 19 октября. С. 320.
Крестовский В. Аскоченский — Новый оракул. СПб., 1862.
Крестовский В. Аскоченский — Новый оракул. СПб., 1862.
Крестовский В. Аскоченский — Новый оракул. СПб., 1862.
Крестовский В. Аскоченский — Новый оракул. СПб., 1862.
Одним из символов русского консерватизма второй половины XIX в. был князь В. П. Мещерский, издатель газеты-журнала «Гражданин» и приложений к нему. «Князем-точкой» называли его современники за требование поставить точку к Великим реформам Александра II. Сам Мещерский так объяснял массовую нелюбовь к его изданию (в том числе, разумеется, и карикатуристов): «„Гражданин“ был первый в Петербурге орган печати самостоятельный и независимый, который дерзнул, никого и ничего не боясь, 11 лет после крестьянской реформы, выступить решительным образом против тех увлечений либерализма, которые не только государственный строй посредством реформ, но и общественную жизнь, и семью, и, паче всего, народные идеалы, — калечили, растлевали и расшатывали».
Гражданин. 1887. № 76. 20 сент. С. 23.
Немало научных работ посвящено Мещерскому и его рептильному органу печати, но исследователи, как правило, не затрагивали карикатуры на князя, несмотря на огромный пласт таких рисунков.
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Карикатуры на Мещерского и его «Гражданина» часто публиковал журнал «Маляр» (1871−1878). «Маляр» никогда не был особенно демократичным; это издание на плохой бумаге для небогатых читателей; его политические воззрения, скорее, стоит определять как либеральные, и то не ярко выраженные, без призывов к конституционному строю или свободе печати. Тем не менее князь-точка перегораживал, по мысли карикатуристов «Маляра», дорогу солнцу. Некоторые сатирические рисунки были примитивными, обыгрывающими внешний вид князя или его фамилию.
Маляр. 1872. № 14. 9 апреля. С. 3.
Маляр. 1872. № 39. 8 октября. С. 4.
Были карикатуры, поднимающие сложную тему взаимоотношений издателя «Гражданина» с редактором Г. К. Градовским; правда, трактовка давалась кабацкая: двуликого Януса тянуло то в русский трактир, то в немецкую пивную. Мещерский пригласил известного публициста Григория Градовского, «так как узнал от него, что он строго консервативных убеждений, стоит за Царя-Самодержца, за православие и сам от себя ненавидит не только либерализм „Голоса“, но и г. Суворина».
Гражданин. 1882. № 22. 18 марта. С. 3.
Мещерского часто изображали наравне с другим столпом русской консервативной журналистики XIX в. — Михаилом Катковым. Про образ М. Н. Каткова в карикатуре мы обязательно поговорим отдельно, но полюбоваться на идейное соседство можем прямо сейчас. Вот Мещерский в образе фонвизинского Митрофанушки учится азам у издателя «Домашней беседы» В. И. Аскоченского, или он же возглавляет «поход за дичью» петербургских и московских консерваторов.
Не забывали Мещерского и другие юмористические и сатирические журналы. Например, «Шут» не упускал случая позубоскалить над неудачными выражениями в "Гражданине", а "Осколки" живописали, как сиамские тройняшки — Мещерский, Катков, И. С. Аксаков — тормозят лихой бег русской литературной тройки (в образе коней горячатся критика, публицистика и изящная словесность).
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Красива и по цвету, и по композиции карикатура В. И. Порфирьева «Современный Дон Кихот», где князь Мещерский мчит на коне «Гражданин», за ним следует всадник на коне «Добряк» (приложение к газете-журналу). Рыцари стремятся на бой с либеральными газетами, их полосы-враги видны с левого края («Порядок», «Страна»).
Мещерский действительно жестко полемизировал с газетами Михаила Стасюлевича «Порядок» и Леонида Полонского «Страна», но самой большой нелюбовью князя была газета «Голос» Андрея Краевского. Полосы «Гражданина» переполнены критикой «Голоса»; эта же ненависть принимает и визуальные формы в иллюстрированном приложении к «Гражданину» — журнале «Добряк». При этом князь не щадит и единомышленников, считая, вероятно, что те слишком мало сделали для противодействия либеральным идеям. Достается и Алексею Суворину, от либеральных убеждений юности в «Санкт-Петербургских ведомостях» перешедшему к консервативному тону «Нового времени».
Добряк. 1882. № 1. С. 1., Добряк. 1882. № 18.
Добряк. 1882. № 1. С. 3.
Добряк. 1882. № 2. С. 2.

Либералы

Ничто не ново под луною. Слово «либерал» порой трактовалось в газетно-журнальной сатире как ругательное; правда, эти характеристики относились к изображениям противников преобразований, следовательно, сами издания, скорее всего, подобных взглядов не разделяли. Вот либерал размышляет, может ли либерал сделаться министром, а вот буфетчика обзывают «презренным либералом» лишь потому, что он не захотел отпускать водку в долг пропившемуся чиновнику.
Либералы как сторонники законности и правового порядка немыслимы для бюрократической верхушки; это видно в том числе и в сатирической графике.
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
С точки зрения осторожных и слегка аполитичных «Осколков» (чьи воззрения, как правило, были весьма лояльны властям), убеждения либералов можно уподобить бегу по кругу, прыжкам белки в колесе и прочим бесполезным занятиям. Так, Леонид Полонский, редактор «Страны», совершает именно такие кругообразные движения, призывая к просвещению и прогрессу.
В начале ХХ в. «правые» либералы (во многом совпадающие с монархистами) высмеивались либералами центристского плана и уж тем более радикалами; например, лидер октябристов Александр Гучков обвинялся в политическом флюгерстве.
Демократы
В спокойные годы, без революционных потрясений, намеков на крамольные мысли в карикатурах совсем немного, и чаще всего аллюзии построены на языковой игре. Например, один из собеседников в ужасе вздрагивает, услышав словосочетание «радикальное средство» … в беседе про мозоли. Другой испуганно оглядывается, когда его на улице называют преКРАСНЫМ человеком. Может показаться, что эти рисунки посвящены трусливым людям без гражданской позиции, на самом же деле карикатуры кричат про страх, с успехом насаждаемый в обществе.
Осколки. 1882. № 3. 16 января. С. 2.
Осколки. 1883. № 13. 26 марта. С. 7.
В послереволюционную эпоху шуточки над радикальностью взглядов порой тоже довольно невинны. Например, журнал «Серый волк» открыто издевается над непостоянством публицистики М. О. Меньшикова, вздумавшего охарактеризовать само правительство «крамольным». Кстати, узнаете ли вы изображенных литературных героев?
Обыгрывание красного — революционного — цвета как символа принадлежности к радикально настроенной части общества изредка дается с издевкой и эффектом «обманутого ожидания».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Интересно взглянуть и на образ нигилиста, с легкой руки И. С. Тургенева широко проникший в читательскую среду. Отрицателем основ, оказывается, можно стать под впечатлением нагнетающих страх полос катковских «Московских ведомостей». При этом нигилист непременно лохмат и ведет себя в обществе не так, как все.
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1200
текст/край подложки 43
960-1200
текст/край подложки 34
640-960
текст/фото+регалии 41
480-640
текст/фото+регалии 29
320-480
текст/фото+регалии 37
В годы Первой русской революции многие неожиданно обнаружили в себе радикальные воззрения (эпоха, конечно, влияет на убеждения, но в отдельных случаях такие перемены попахивали модой). Трудно судить об искренности Николя Минского, поэта-символиста, примкнувшего к революционным идеям в 1905 г., но карикатура «Осколков» в данном случае просто отражает реальность.

Партийная борьба

После образования партий и выборов в Государственную думу на страницах русской иллюстрированной прессы начала ХХ в. разгорелись настоящие политические дебаты, щедро сопровождаемые карикатурами. Битва на словах, в рисунках и порой действиях продолжалась вплоть до последнего года Российской империи.
Более того, сатирические образы партийцев даже тиражировались в открытых письмах (открытках).
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Соколов Евгений. Серия открытых писем «Политические партии». Москва, литография Е. Кудиновой и А. Лезиной, 1905–1906.
Соколов Евгений. Серия открытых писем «Политические партии». Москва, литография Е. Кудиновой и А. Лезиной, 1905–1906.
Соколов Евгений. Серия открытых писем «Политические партии». Москва, литография Е. Кудиновой и А. Лезиной, 1905–1906.
Соколов Евгений. Серия открытых писем «Политические партии». Москва, литография Е. Кудиновой и А. Лезиной, 1905–1906.
Соколов Евгений. Серия открытых писем «Политические партии». Москва, литография Е. Кудиновой и А. Лезиной, 1905–1906.
Соколов Евгений. Серия открытых писем «Политические партии». Москва, литография Е. Кудиновой и А. Лезиной, 1905–1906.
Табурин Владимир. Серия открытых писем «Дети-политики». Петроград, литография В. Горюнова, 1917.
Табурин Владимир. Серия открытых писем «Дети-политики». Петроград, литография В. Горюнова, 1917.
Табурин Владимир. Серия открытых писем «Дети-политики». Петроград, литография В. Горюнова, 1917.
Табурин Владимир. Серия открытых писем «Дети-политики». Петроград, литография В. Горюнова, 1917.
Табурин Владимир. Серия открытых писем «Дети-политики». Петроград, литография В. Горюнова, 1917.
Табурин Владимир. Серия открытых писем «Дети-политики». Петроград, литография В. Горюнова, 1917.
Битва шла даже в настольных играх, хоть это уже и другой разговор…
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK
Made on
Tilda