Литературные скандалы
в карикатуре

Поделиться в соцсетях
К БАРЬЕРУ ИЛИ В СУД!
Любые конфликты связаны с защитой чести, причем роль здесь играет не только отношение человека к самому себе, но и отношение к человеку общества. В Российской империи понятие «честь» было свойственно прежде всего дворянскому сословию:
В культуре XVIII–XIX вв. честь считалась принадлежностью лишь некоторых сословий, прежде всего, дворян и военных. Следы закрепленности понятия чести за определенными сферами сказываются и в современном языке. Сочетания типа писательская честь, честь пианиста безусловно воспринимаются как менее привычные и более образные по сравнению с дворянской, воинской и офицерской честью.
Санников А. В. Самооценка человека в русской языковой картине мира. Дисс. … канд. филол. н. М., 2006. С. 38.
В писательско-журналистском мире при конфликтных ситуациях широко практиковалась полемика. Например, очерк Н. С. Лескова «О куфельном мужике и проч. Заметки по поводу некоторых отзывов о Л. Толстом» (1886) современные исследователи определяют как литературную дуэль.
Туниманов В. А. Ф. М. Достоевский и Н. С. Лесков в 1873 г.: Литературная дуэль // Arsphilologiae. Проф. А. Б. Муратову ко дню 60-летия. СПб., 1997. С. 172–189.
Ипатова С. А. Достоевский, Лесков и Ю. Д. Засецкая: Спор о редстокизме (Письмо Ю. Д. Засецкой к Достоевскому) // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2001. Т. 16. С. 409–436.
Но корпоративная этика дозволяла обращаться и к внутренним приемам, допустимым исключительно для равных противников. Невербальные способы разрешения конфликтов в литературной среде основывались на преобладающем сначала дворянском воспитании писателей.
«Возникновение обычая дуэли, полковых судов чести в дворянской среде, студенческого общественного мнения (отказ подавать руку), писательских судов, врачебных судов в разночинной среде, стремление внутри „своей” среды руководствоваться этими нормами и не прибегать к услугам суда, закона, полиции, государства — свидетельства различных типов стремления применять внутри „своего” коллектива нормы стыда, а не страха».
Лотман Ю. М., российский литературовед, культуролог и семиотик
Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С. М. Даниэля, сост. Р. Г. Григорьева. СПб., 2002. С. 436.
«Но если про дуэли А. С. Пушкина или М. Ю. Лермонтова известно почти все, то непроницаемой тайной для неспециалистов остаются, например, вызовы к барьеру редакцией «Искры» Алексея Писемского (1862) или Мариэттой Шагинян Владислава Ходасевича (1907)».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Александр Кобринский утверждает:
Журналистские дуэли уже во второй половине XIX века стали весьма часты. Они были более распространены, чем литературные: этому способствовал публичный характер любого высказывания в прессе.
Кобринский А. А. Дуэльные истории Серебряного века. Поединки поэтов как факт литературной жизни. СПб., 2007. С. 19.
Иллюстрированная газета. 1868. № 32. 15 августа. С. 112.
А Ирина Рейфман, приводя подробности состоявшихся и несостоявшихся поединков (Белый — Блок, Белый — Брюсов, Пастернак — Анисимов, Каверин — Зощенко и т. д.), замечает:
Еще одним новшеством начала ХХ века стало использование дуэли в литературной среде для утверждения своего статуса как русского писателя.
Рейфман И. В. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе. М., 2002. С. 92.
Искра. 1863. № 36. 20 сентября. С. 491.
В начале ХХ в., как замечали современники, были «весьма ясны следы воскресающего бретерства. Инцидент „Иорданский — Гессен”, так сильно всполошивший журнальную среду, — он совсем не какой-то одинокий и исключительный».
Коль-Коль. Писатели и дуэль // Одесские новости. 1910. № 8087. 10 апреля. С. 3.
Карикатуристы тоже обыгрывали темы писательских дуэлей. Так и произошло с диптихом, посвященном подлинному столкновению М. А. Волошина и Н. С. Гумилева, где оружие поэтов изображено в виде декламации своих произведений.

Дуэль литераторов, или чего нельзя выдержать // Раннее утро. 1909. № 274. 29 ноября. С. 4.
«Журналистские поединки порой случались из-за редакционных разногласий. Так, полемика между „Русскими ведомостями” и „Московскими ведомостями” в 1864 г. закончилась стрельбой в Петровском парке; при этом гласный Московской общей думы С. Н. Гончаров и редактор катковской газеты М. П. Леонтьев сочли себя удовлетворенными».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Кауфман А.Е. Старый либерал (характеристика и воспоминания) // Публицист-гражданин. Литературный сборник, посвященный памяти Г.К. Градовского. Пг., 1916. С. 72.
Публицист «Новостей» Г. К. Градовский вызвал Н. С. Лялина из «Нового времени»; дуэль не состоялась. Подобные ситуации (картель и отказ от дуэли) в журналистской практике встречались довольно часто, что было совершенно непредставимо в дворянском кругу.
Кауфман А. Е. Старый либерал (характеристика и воспоминания) // Публицист-гражданин. Литературный сборник, посвященный памяти Г. К. Градовского. Пг., 1916. С. 72.
Возможно, причиной тому были разные социальные представления о допустимом: дворянин во втором колене, издатель «Нового времени» А. С. Суворин так объяснил отказ от предложения стреляться с В. О. Михневичем:
«Пусть на полемику отвечают полемикою и ругают нас, сколько душе угодно! Но дуэль не писательское дело: она окончательно стеснила бы свободу мнений и суждений».
Суворин А. С., российский журналист, издатель, публицист, театральный критик и драматург
Кауфман А. Е. Из журнальных воспоминаний. Литературные характеристики и курьезы // Исторический вестник. 1912. Т. CXXX. № 12. С. 140.
суды чести и третейские суды
Помимо физических способов разрешить конфликт и/или отомстить обидчику, в XIX в. стали появляться суды чести и третейские суды. Суд чести как орган постоянный отличается от суда третейского, состоящего из собранных на один раз судей, не имеющих опыта подобных тяжб.
Суд чести и третейский суд отличаются и от суда коронного (общего), т. к. все постановления первых судов носили не юридический, а нравственный, этический характер. Суть подобных рассмотрений сводится к тому, что «принципы организации этого Суда просты до чрезвычайности: одна сторона предлагает его, другая принимает либо отказывается. Никаких принуждений тут не полагается»
Сыромятников И. М. История уклонения от Суда чести. М., 1899. С. 4.
Суды чести и третейские суды принципиально отличались от ритуального характера литературных судов как игровых постановок судилищ над литературным произведением и/или его автором; именно второй случай рассматривает, например, Д. В. Петросян.
Петросян Д. В. Отклики литературных судов над произведениями М. Арцыбашева в армянской прессе 1910-х годов // Русская литература и журналистика в движении времени. 2017. № 2. С. 241−251.
Трактовка литературного суда как писательского осуждения редакторов и/или переводчиков встречается и в сатирической графике советского периода.
Черемных М. На литературном суде // Крокодил. 1953. № 2. 20 января. С. 13.
Тематика третейских судов была весьма разнообразна. Например, одно из первых заседаний было посвящено заявлению И. А. Гончарова, упрекнувшего И. С. Тургенева в плагиате (1860). Жалобу Гончарова сатирически описал Д. Д. Минаев:
И ответил смертный: «Русский
Я писатель! На собрата
Приношу донос вам, боги,
И молю вас — в наказанье
С обвиненным будьте строги.
Он, как я, писатель старый,
Издал он роман недавно,
Где сюжет и план рассказа
У меня украл бесславно…»
Обличительный поэт. Парнасский приговор // Искра. 1860. № 19. 20 мая. С. 198.
На это же намекает и карикатура Н. А. Степанова, где литератор сетует, что его «разорили, ограбили. Я заготовил по крайней мере на 4 000 р. материалу для романа, и все это украли. <…> Похитили мысли, которые были еще в голове». Сатирические отклики только подтверждают широкую известность этого писательского судилища.
Степанов Н. А. Вы давно не дарили нас… // Искра. 1860. № 23. 17 июня. С. 243.
Степанов Н. А. Вы давно не дарили нас… // Искра. 1860. № 23. 17 июня. С. 243.
«Третейские суды проходили и позже, хотя информация про них сохранилась довольно отрывочная».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
1
Известно, например, что в 1891 г. третейский суд разбирал конфликт между издательницей «Северного вестника» Л. Я. Гуревич и пайщиками журнала.
Павлова М. М., Богомолов Н. А. Из воспоминаний Л. Я. Гуревич о журнале «Северный вестник». Статья первая // Литературный факт. 2021. № 1 (19). С. 9−10.
2
В 1899 г. старший сын А. С. Суворина Алексей обратился в третейский суд, подозревая связи журналиста «Нового времени» С. Н. Сыромятникова (Сигмы) с тайной полицией.
Суворин А. С. Дневник / текстологическая расшифровка Н. А. Роскиной. Подготовка текста Д. Рейфилда и О. Е. Макаровой. Изд. 2-е. Лондон, М., 2000. С. 341.
Для многих литераторов третейские суды были важнее, чем суды чести. Вот как этот выбор объяснял А. С. Суворин в разговоре с С. И. Смирновой-Сазоновой:
Он не может слышать о Суде чести. Говорит, что это новое начальство по делам печати, что оно будет таскать к суду неприятных ему людей. <…> И это не третейский суд, где стороны сами выбирают себе судей. Нет, это заранее поставленные семь человек, может быть, ваши литературные враги, которые будут решать вашу судьбу.
«Издатель самой распространенной в конце XIX в. русской газеты „Новое время” Алексей Суворин пережил тяжелые для него заседания суда чести в связи со своими нелицеприятными высказываниями по делу избиения студентов полицией в 1899 г.; много упреков в свой адрес он слышал и позже».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Карикатура журнала «Осколки» 1911 г., пародируя портрет Суворина кисти П. Д. Шмарова, изображает издателя, «сидящего перед весами, на которых он собирается взвешивать свои грехи. Минута покаяния». Тем не менее «суды совести», как их часто называли, были весьма значимы: «Не может, конечно, третейский суд очистить всю затхлую атмосферу современной литературы, но он может быть первой серьезной попыткой дать хороший отпор и заслуженный урок господам, без всякой церемонии превращающим литературу в базарную площадь».

Весенняя выставка в залах Императорской академии художеств // Осколки. 1911. № 10. 12 марта. С. 2.
Подгорный А. По поводу постановления сотрудников «Современного мира» // Новая Русь. 1910. № 75. 18 марта. С. 3.
Весенняя выставка в залах Императорской академии художеств // Осколки. 1911. № 10. 12 марта. С. 2.
Литературный суд чести
Литературные суды чести появились позже третейских. В конце 1878 г. Г. К. Градовским и П. А. Гайдебуровым был предложен «Проект соглашения по вопросу о пределах литературной полемики», вызванный грубостью малой прессы и участившимися литературными дуэлями. Резко критикуя проект, где предлагалось выбрать совет литературных посредников, критик и публицист В. П. Буренин вспоминал, что идею этического ограничения литературной полемики выдвинул П. Д. Боборыкин «вслед за появлением резких журнальных рецензий на один из его тогдашних плохих романов».
Буренин В. Литературные очерки // Новое время. 1879. № 1032. 12 января. С. 2.
Среди противников «суда печатной чести» Буренин называл исторического беллетриста Д. Л. Мордовцева, этнографа С. В. Максимова, юриста Н. С. Таганцева.
Буренин утверждал, что подобная идея «возникла из самых жалких и мелких побуждений», несла в себе «поползновение стеснить независимость литературы посредством канцелярских каверз, затеваемых в ее собственных недрах».
Буренин В. П., поэт, драматург, прозаик, литературный и театральный критик
Буренин В. Литературные очерки // Новое время. 1879. № 1032. 12 января. С. 3.
Д. Ц. Литературный хулиган (Буренин). 1903.
Буренин, конечно, не мог любить подобные судилища. С его именем связано не только несколько дел о клевете (иски В. А. Кашеваровой-Рудневой, М. М. Стасюлевича и др.), но и общественная репутация публициста, «погубившего» С. Я. Надсона.
У сторонников судов чести были свои аргументы. П. Д. Боборыкин вспоминал:
Редакторы очень многих петербургских журналов и газет, числом до двадцати, в продолжение прошлой зимы пришли к соглашению по этому вопросу и на своих обедах назначили даже комиссию, которая выработала проект образования особого суда чести в случаях оскорблений, наносимых писателям в печатной полемике.
Боборыкин П. Дрязги и дело // Русские ведомости. 1879. № 26. 28 января. С. 1.
Идея 1870-х гг. воплотилась в конце века: в 1897 г. был создан Союз взаимопомощи русских писателей, при нем и начал действовать первый в России литературный суд чести. В первый состав были введены К. К. Арсеньев, В. Г. Короленко, В. А. Манасеин, Г. Н. Потанин, В. С. Соловьев, В. Д. Спасович; выбранный А. Н. Бекетов сразу вышел из числа судей. По Уставу, суд чести должен был разбирать дела «как между членами Союза, так и в случаях, касающихся профессиональной деятельности членов Союза, по заявлениям частных лиц».
О суде чести // Устав Союза взаимопомощи русских писателей при русском литературном обществе. СПб.: тип. А. М. Менделевича, 1897. С. 10−11.
Литературные суды часто пытались понять причины поступков и не спешили осуждать виноватых. Например, драматург и режиссер Е. П. Карпов обвинил писателя Д. Л. Мордовцева в клеветническом письме, опубликованном в газете «Новости» (1900). Суд решил, что публикация Мордовцева искажает факты, но «неточности эти объясняются возбужденным состоянием писавшего и сделаны без всякого умысла оклеветать обвинителя».
В Союзе взаимопомощи русских писателей // Новое время. 1900. № 8924. 31 декабря. С. 4.
«Более рьяно защищали своих коллег сами журналисты. В 1900 г. издатель „Северного курьера” князь В. В. Барятинский вызвал в суд чести издателя-арендатора „Санкт-Петербургских ведомостей” князя Э. Э. Ухтомского за публикацию антисемитской статьи (1900)».
Сонина Е. С., автор курса, кандидат филологических наук, доцент
Защищая Ухтомского, А. В. Амфитеатров писал:
Если измена принципам, которым журналист деятельно служил много лет, будет безапелляционно определяться по визгливому доносу первого встречного, вздумавшего привязаться к случайной статье в органе журналиста, — стоит ли тогда и журналистом-то быть?!
Old Gentleman. Литературная ссора // Россия. 1900. № 319. 15 марта. С. 2.
Некоторые обращения к литературным судам имеют странную подоплеку. Так, юрист С. Ф. Годлевский обратился к редакциям нескольких газет и суду чести, протестуя против критики «Русского богатства» его книги (1900). Рецензия принадлежала перу Владимира Короленко, который был очень недоволен вынесенным решением о примирении сторон:
«Кажется мне, что мы „вступили в/о/ взаимное (?) соглашение” с человеком, печатно обозвавшим нас инсинуаторами, клеветниками и доносчиками».
Короленко В. Г., писатель, журналист, прозаик и редактор, общественный деятель
Фролов М. А. Литературная, общественно-политическая и материально-бытовая жизнь редакции журнала «Русское богатство» в 1896–1900 годах // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2021. Том 23. № 2. С. 155.
С созданием суда чести сразу появились сатирические отклики на него. Например, В. А. Шуф сложил легенду в стихах:
На соборе на союзном
Журналисты заседали,
Уличив Ивана Гуся,
Чести суд над ним свершали.
Зефир. Суд чести. Современная легенда // Шут. 1897. № 10. 8 марта. С. 10.
Были и художественные реакции. Например, в карикатуре 1903 г. между драчунами (предположительно, А. С. Сувориным и О. К. Нотовичем) лежит огромная кость с надписью «Суд чести»; при этом Суворин (?) попирает кость ногой. Рисунок сопровождался цитатой из басни И. А. Крылова «Собачья дружба»: «А только кинь им кость, так что твои собаки!».

Свириденко М. К газетным распрям // Развлечение. 1903. № 1. 4 января. С. 24.
Свириденко М. К газетным распрям // Развлечение. 1903. № 1. 4 января. С. 24.
Литературному суду между газетой «Речь» (в лице Корнея Чуковского) и журналом «Современный мир» посвящен репортажный рисунок, где видно, как проходили заседания: за большим столом рядом сидели общественные судьи, участники процесса и стенографистка.
Заседание третейского суда по поводу конфликта между журналом «Современный мир» и газетою «Речь» в Петербурге // Одесские новости. 1910. № 8098. 24 апреля. С. 3.
Конечно, нельзя утверждать, что третейские суды или суды чести максимально успешно облагораживали нравственный климат профессионального сообщества русских литераторов и журналистов, но все-таки ощутимая польза от этических обсуждений литературных проблем была. И от визуального освещения этих дискуссий — тоже.
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
OK
Made on
Tilda